• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Место деривационных словарей в образовательных практиках европейских интеллектуальных сообществ XIII–XV вв.

Кульпина А. В., Русанов А. В.

Целью данной статьи является определение места, занимаемого в в интеллектуальных практиках развитого Средневековья, одним из интереснейших и наименее изученных типом учебных лексикографических сочинений – деривационным словарем. В статье рассмотрены следующие словари: «Основа первоначал науки» (Elementarium doctrinae rudimentum, ок. 1041 – 1053 гг.) Папия Ломбардского, «Панормия»

1

2

(Panormia, между 1150 г. и 1180 г.) Осберна из Глостера, «Книга дериваций» (Liber derivationes, ок. 1150 – 1160 г.) Угуччо Пизанского, Сумма дериваций» (Summa derivationum, ок. 1229 – 1230 г.) Гвалтьеро д’Асколи, «Католикон» (Catholicon, 1286 г.) Иоанна Генуэзского. Проанализировано, то, как в XII–XIV вв. данные тексты постепенно переставали быть фиксацией устной школьной практики дериваций, становясь инструментом, пригодным для самостоятельного использования в философских, правовых и богословских штудиях. Эти изменения рассмотрены в их связи с широким кругом социокультурных новаций. Так, яркой иллюстрацией эволюция социального положения интеллектуалов в XII–XIII в. являются рассмотренные в статье биографии авторов словарей. Кроме того, рассмотрено расширение предполагаемого круга читателей словарей: от учеников монастырской школы до магистров права и богословия, – а также отраженное в них изменение отношений между учителем и учеником. Таким образом, деривационные словари в XII–XIV вв. они оказали немалое влияние на трансформации важных элементов позднесредневековой интеллектуальной культуры, способствуя большей вариативности и независимости образовательных институций и читательских практик.