Статья
Интервью Вадима Петровского о будущем психологии
Интервью доктора психологических наук Вадима Артуровича Петровского продолжает серию публикаций, в которых представлены взгляды авторитетных ученых-современников на актуальные проблемы и направления
исследований психологической науки. Вопросы задавал Тимофей Александрович Нестик. Публикуются вопросы и ответы на них В.А. Петровского.
В рубрике «Интервью» нас ожидает беседа с Томмазо Парди (Высшая нормальная школа Кашана (ENS de Cachan), Франция). Он рассказывает о том, как стал заниматься историей и социологией автомобильной промышленности в качестве участника, а затем заместителя директора международной исследовательской сети Gerpisa. Из интервью Вы узнаете также, какие работы современных экономсоциологов помогают ему больше всего в этом интересном занятии. Интервью записано в Москве, во время международной конференции по экономической социологии (октябрь 2012 г.) О. И. Кирчик.
Интервью с Тамарой Георгиевной Морщаковой. Биографическая справка: – в 1991–2002 годах – судья Конституционного суда РФ; – с февраля 1995 года по апрель 2002 года – заместитель председателя Кон- ституционного суда; – в настоящее время – судья Конституционного суда в отставке, совет- ник КС, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист, возглав- ляет кафедру судебной власти и организации правосудия в Государствен- ном университете – Высшая школа экономики.
Книга посвящена организационно-правовым основам управления человеческими ресурсами. Приводятся рекомендации по отбору и подбору персонала. Освещаются вопросы правил заключения трудового договора, установлению условий труда, рабочего времени и времени отдыха, особенности приема на работу совместителей, руководителей организации и др.
Интервью Бориса Докторова с ведущим российским социологом Александром Бенционовичем Гофманом.
Библиографическое пособие, посвященное жизни и творчеству драматурга, режиссера, теоретика театра Н.Н. Евреинова (1879-1953), содержит сведения об отдельных изданиях и публикациях в сборниках и периодической печати, а также литературу о жизни и творчестве Н.Н. Евреинова с 1905 по 2014 годы на русском языке (литература на иностранных языках дана в приложении).
Создатель школы, которой принадлежали Ахматова и Мандельштам, переводчик, литературный критик, путешественник, кадровый офицер... О необычной творческой биографии Гумилева с литературоведом Олегом Лекмановым побеседовала обозреватель "Известий" Наталья Кочеткова. известия: Мы привыкли говорить о Гумилеве в первую очередь как о поэте. Или к Гумилеву-путешественнику стоит относиться не менее серьезно? Олег Лекманов: Гумилев обладал удивительным умением себя преодолевать. Ведь он был человеком, которому не повезло при рождении сразу во всем. Скажем, он был очень некрасив. Почти все описания его внешности начинаются примерно так: "Меня поразила его некрасота, плоские глаза и нос...", но дальше, буквально через абзац, идет фраза: "Но он был настолько обаятелен, что...", и далее следуют восторги. И действительно, слава Гумилева - донжуана вполне заслуженна. Или, например, в юности он ужасно ездил на лошади, но в армии был призван в кавалерийский полк и стал великолепным наездником. И, наконец, главное: его поэтический дар был изначально не очень силен. Но, судя по последней поэтической книге Гумилева, можно сказать, что он выработал в себе выдающегося поэта. и: Женитьба на Анне Ахматовой - тоже преодоление? Лекманов Конечно. Ахматова, вернее, тогда еще Анна Горенко Гумилева не любила. Он несколько раз делал предложение, и ему отказывали. Но закончилось тем, что она вышла за него замуж. И еще один факт. Октябрьская революция застала Гумилева в Лондоне. И он отнюдь не был поклонником большевиков. Тем не менее он вернулся. Возможно, именно потому, что стремление преодолевать, добиваться своего было для него очень важным. И его путешествия в эту парадигму тоже вписываются. Он ездил в Африку несколько раз и среди прочего - по заданию Академии наук. и: И довольно сильно обогатил Кунсткамеру. Лекманов: Да, многие из экспонатов, которые он привозил, потом разошлись по разным государственным коллекциям. А когда он возвращался и делал доклады, находились люди, которые говорили, что он врет и нигде не был. Но снова победа оказалась на его стороне. Миф человека, побеждающего во что бы то ни стало, изложенный Ницше в "Так говорил Заратустра", Гумилев сделал своей жизнью, а своими стихами проиллюстрировал. и: Он еще в детстве писал стихи про Африку. С чем это связано? Лекманов: Очень многое в его судьбе определялось чтением. А поскольку в детстве он зачитывался книгами, в которых описывались путешествия по Африке, то он туда и поехал. Но опять же - о путешествиях мечтал тогда любой ребенок. Своеобразие гумилевского пути в том, что он свои мечты осуществил. Когда Гумилева спросили об Африке, он сказал: "Я ее не заметил - сидел на верблюде и читал Теофиля Готье". В этом ответе много рисовки, но в то же время он прекрасно иллюстрирует его литературоцентричность. Конечно же все он заметил. "Африканский дневник" - одна из лучших его прозаических вещей. и: Если говорить о гумилевском мифе, что в нем правда, а что нет? Лекманов: Как ни странно, большинство фактов соответствует. действительности. Африка, брак с Ахматовой, донжуанство. А еще участие в войне и два Георгиевских креста за храбрость. и: Странная история: просто талантливый поэт Гумилев стал основателем акмеизма, направления, в которое вошли гениальные Мандельштам и Ахматова. Лекманов: Но все-таки его последние стихи гениальны. А что касается остального, то тут он как Брюсов. Сколько хороших стихов осталось от Брюсова? Зато он повлиял на очень многих. Так и из Цеха поэтов - сообщества, которое придумал Гумилев вместе с Городецким, - вышли не только Мандельштам и Ахматова, но и Георгий Иванов, Клюев, Хлебников, Адамович. Еще одна грань Гумилева - после Брюсова он стал главным литературным критиком эпохи Серебряного века. Его "Письма о русской поэзии" - главное, что написано об этом времени. и: До сих пор загадочна его гибель.Что все-таки произошло? Лекманов: В воспоминаниях Ирины Одоевцевой описывается, как, придя к Гумилеву, она видит у него на столе деньги, какие-то бумаги. Он их поспешно прячет в стол, потом признается, что участвует в так называемом Таганском антиправительственном заговоре. В результате он был расстрелян. Одно время я был склонен совсем уж иронически относиться к этой истории. Сейчас мне кажется, что в рамки идеи воспитания себя участие в заговоре вполне вписывается. Другое дело, что опубликованные архивы не дают представления о том, как это было. Скажем, Лев Николаевич Гумилев всегда топал ногами, когда при нем говорили об этой истории. Он считал, что никакого заговора не было. С Гумилевым вообще все необычно. В 1920-е его еще глухо упоминали и печатали отдельные стихотворения. В 1930-е он был запрещен, но оставались читатели, которые его обожали и переписывали от руки. А перестройка для многих началась с того, что в 1986-м журнал "Огонек" в апрельском номере опубликовал подборку стихов Гумилева. И вся Москва начала друг другу звонить...
Данное учебно-практическое пособие призвано помочь руководителям и специалистам служб персонала и юридических служб организаций, учреждений, предприятий обеспечить соблюдение правовых норм в процессе управления человеческими ресурсами, связать кадровый документооборот современной организации с требованиями действующего трудового законодательства, содействовать в принятии юридически обоснованных управленческих решений в HR-сфере. Издание включает в себя практические рекомендации по наиболее актуальным аспектам правового обеспечения управления человеческими ресурсами. Оно разработано с учетом последних изменений, внесенных в трудовое законодательство. Материал излагается в соответствии с программами учебных дисциплин факультетов права и менеджмента Государственного университета — Высшей школы экономики (ГУ — ВШЭ) «Правовые основы управления персоналом», «Трудовое право», «Трудовой договор». Пособие предназначено работодателям, руководителям и специалистам служб персонала и юридических служб, студентам, обучающимся по специальностям «Юриспруденция», «Управление персоналом», преподавателям, аспирантам, научным и практическим работникам в области управления персоналом и трудового права.
Интервью с Владимиром Петровичем Зинченко.
В статье анализируется влияние дистракторов на эффективность решения задач на внимание. Демонстрируется, какие эффекты – отрицательные (эффекты интерференции), отрицательные (эффекты избыточности) или нейтральные (нулевые эффекты) – могут оказывать дистракторы. Эффекты дистрактора, описанные в литературе, классифицируются в соответствии с гипотетическим источником. Также вводится общее правило теории. Оно включает в себя формальное предсказание конкретного эффекта дистрактора на основе мер энтропии и избыточности из математической теории связи (Shannon, 1948). В качестве гипотетических механизмов, лежащих в основе эффектов дистрактора, рассматриваются одно- и двухпроцессные модели. Также в работе для формализации и простой визуализации экспериментальных данных, связанных с эффектами дистрактора, вводятся профили дистрактора (ПД). Обсуждаются типичные формы ПД и их интерпретация с примерами из трех широко цитируемых экспериментов. Наконец, в статье вводится иерархическая гипотеза, предполагающая уровневые модулирующие взаимодействия между эффектами дистрактора разных классов.
В статье рассматривается понятие образа мира, уровни совладающего поведения личности, влияние образа мира на совладание молодых верующих людей, дается типология личности в зависимости от степени религиозности и особенностей влияния типов образа мира на формирование копинг-стратегий человека.
Книга посвящена крайне актуальной теме – психотерапии супружеских пар. Современный брак уже несколько десятилетий находится в кризисе: семьи распадаются, все больше людей вообще не создают семьи. В тоже время люди отнюдь не утратили потребность быть в паре и все таке испытывают дискомфорт от одиночества. Описаны современный подходы к психотерапии пар, представлена их типология. Приведены техники психолгической помощи супржеским парам, затронуты вопросы психотерапии развода, работы с семьями, страдающими от алкоголизма своих членов, проблемы изменения климата после рождения ребенка…
Тема статьи - описание опыта исследования факторов социального благополучия образовательных мигрантов, измеренного c помощью психологической шкалы субъективного благополучия (А. Перруд-Баду, Г. А. Мендельсон, Ж. Шиш, 1988), которая ранее была адаптирована для русского языка М.В. Соколовой. Проводится статистический анализ надежности применяемого теста. Выявляются тенденции в характере соотношения между условиями адаптации и её успешностью, описываются возможные механизмы формирования субъективного благополучия студентов-мигрантов, проживающих в общежитиях. Отдельное внимание уделено маятниковой миграции как фактору адаптации.
Сборник материалов международного форума по социально-культурной анимации, включающий в т.ч. современные проблемы высшего образования в различных странах.
Представлены научные статьи, посвященные актуальным проблемам современной психологии личности и социального взаимодействия. При широком тематическом разнообразии их объединяет методологическая идея личности как субъекта, реализующегося в контексте учебной и профессиональной деятельности и межличностного взаимодействия. Адресуется профессиональным психологам – исследователям, преподавателям, практикам, а также студентам, магистрантам и аспирантам психологических специальностей. Может быть рекомендован специалистам философского и социогуманитарного профиля, а также всем читателям, интересующимся проблемой личности.
Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.
Представлены результаты кросскультурного исследования взаимосвязи социального капитала и экономических представлений у русских (N=150) и китайцев (N=105). Выявлены различия в социальном капитале и экономических представлениях русских и китайцев. В обеих группах социальный капитал позитивно взаимосвязан с «продуктивными» экономическими представлениями и большинство взаимосвязей схожи по своей логике, однако существуют и культурная специфика.
Человечество переживает смену культурно-исторических эпох, что связано с превращением сетевых медиа в ведущее средство коммуникации. Следствием «дигитального раскола» оказываются изменения в социальных разделениях: наряду с традиционным «имущие и неимущие» возникает противостояние «онлайновые (подключенные) versus офлайновые (неподключенные)». В этих условиях теряют значение традиционные межпоколенческие различия, решающим оказывается принадлежность к той или иной информационной культуре, на основе которой формируются медиапоколения. В работе анализируются многообразные последствия осетевления: когнитивные, возникающие при использования «умных» вещей с дружественным интерфейсом, психологические, порождающие сетевой индивидуализм и нарастающую приватизацию общения, социальные, воплощающие «парадокс пустой публичной сферы». Показана роль компьютерных игр как «заместителей» традиционной социализации и образования, рассматриваются превратности знания, теряющего свое значение. В условиях избытка информации самым дефицитным на сегодня человеческим ресурсом оказывается человеческое внимание. Поэтому новые принципы ведения бизнеса можно определить как менеджмент внимания.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010–2012 гг.