Статья
Adolescent Decision-Making Under Risk: Neural Correlates and Sex Differences
Глаголы физического действия (англ. motor verbs) – это семантический класс глаголов, обозначающих действие, выполняемое какой-либо частью тела (например, рвать, щекотать). Инструментальные глаголы (англ. instrumental verbs) обозначают действие, для выполнения которого необходимо использование инструмента, не являющегося частью тела (например, пилить, вязать); являются подклассом глаголов физического действия. Представляет интерес то, связана ли обработка глаголов этих семантических классов не только с областями мозга, ответственными за языковую обработку, но и с теми областями, которые вовлечены в собственно выполнение соответствующего физического действия (или физического действия, выполняемого с помощью инструмента) или наблюдение за ним.
Проведено фМРТ-исследование функциональных связей головного мозга при выполнении задачи категоризации эмоциональных и нейтральных лиц. Показано, что в условиях восприятия эмоциональных лиц усиливаются связи области в задней части правой верхней височной борозды (STS) с другими зонами, входящими в ядро распределенной системы анализа лиц. При восприятии нейтральных лиц усиливаются связи STS и других зон ядра системы с областями, лежащими за его пределами. Наблюдается латерализация функциональных связей STS, связанная с наличием либо отсутствием эмоциональной экспрессии. Полученные данные подтверждают ключевую роль STS в распознавании выражений лица.
Исследование мозговой организации употребления глаголов и существительных проведено с использованием метода функциональной магнитно-резонансной томографии. Показано влияние стратегии актуализации слова (извлечение глаголов и существительных по парадигматическим и синтагматическим связям) и степени автоматизации этих процессов на паттерн получаемой активации коры головного мозга.