• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

MANUFACTURING OF COAL-BASED SYNTHETIC JET FUELS INTERCHANGEABLE WITH JET A-1 AND T-8B PETROLEUM FUELS

Petroleum Chemistry. 2020. Vol. 60. No. 1. P. 92-103.
Yanovskii L., Varlamova. N., Popov I., Samoilov V., Kulikov A., Knyazeva M., Borisov R., Ramazanov D., Maksimov A.

Предложена и экспериментально проверена схема комбинированной переработки каменного угля с получением синтетического реактивного топлива. Установлено, что при применении подхода, включающего коксование угля с последующими газификацией, синтезом Фишера–Тропша и гидроизомеризацией получаемые керосиновые фракции характеризуются низкими значениями плотности (0.741–0.751 кг/дм3 при 20°С) относительно уровня, заданного техническими требованиями к используемым сегодня маркам реактивных топлив Джет А-1 и Т-8В. Применение для улучшения низкотемпературных свойств парафинистой фракции синтеза Фишера–Тропша (СФТ) процесса гидроизомеризации (Т = 330–345°С, \[{{p}_{{{{{\text{H}}}_{{\text{2}}}}}}}\ = 72 бар) в присутствии катализатора 2%Pt/Al-HMS(10) позволило получить изопарафиновую фракцию с температурой начала кристаллизации до –56°С. Получаемая при коксовании угля каменноугольная смола была подвергнута глубокому гидрированию с получением нафтенового компонента реактивного топлива, характеризующегося при пределах кипения 150–250°С плотностью около 0.873 кг/дм3 (20°С), а также низким содержанием серы и ароматических углеводородов (3 м. д. и 23 мас. %, соответственно). Компаундированием полученных изопарафиновой и нафтеновой фракций были получены экспериментальные образцы синтетических реактивных топлив, удовлетворяющие техническим требованиям, предъявляемым к топливам марок Джет А-1 и Т-8В.