Статья
"Польские перебежчики" из Западной Беларуси в "польской операции" 1937-1938 годов в Перми
Ставится проблема исследования «слепых пятен» современной исторической памяти на примере так называемых «польских перебежчиков» – одной из социальных групп, уничтоженных во время «польской операции» НКВД 1937–1938 гг. Техническим термином «польские перебежчики» («польперебежчики») в документах НКВД обозначались граждане Второй Речи Посполитой – как правило, этнические белорусы, украинцы и евреи, которые в 20-е–30-е гг. ХХ в. по тем или иным причинам бежали в Советский Союз, а позднее в соответствии с оперативным приказом Н.И. Ежова № 00485 от 11 августа 1937 г. и прилагаемым к нему закрытым письмом № 59098 были практически полностью уничтожены. Как объект культурной памяти «польские перебежчики» почти не существуют ни в национальных традициях исторического памятования, ни в памяти их семей, ни в трудах исследователей. Предпринята попытка проследить по материалам архивноследственных дел, хранящихся в Пермском государственном архиве социальнополитической истории, судьбы «польских перебежчиков», которые на момент ареста осенью 1937 г. оказались в Перми. Предложена гипотеза об организованной НКВД в 1931– 1935 гг. стандартной процедуре обращения с «польскими перебежчиками», в соответствии с которой получению последними советского гражданства предшествовали тюремное заключение в одном из приграничных городов, пересылка в специально созданный для них «саровский концентрационный лагерь» и работа на одном из объектов ГУЛАГа. На примере истории «польских перебежчиков» как группы, полностью уничтоженной в ходе процессов государственного террора, обсуждаются проблемы так называемой «вмененной идентичности», палимпсестных форм памяти, релевантности сложившегося методологического инструментария memory studies, в частности условия возможности социальной рецепции «памяти через разрыв».
Для настоящего чрезвычайно важно попытаться проанализировать, какие изменения произошли в экономической, социальной, политической и духовной сфере жизни г. Перми в новом XXI в.
В статье на основании архивных материалов реконструируется конфликт между инженером-партийцем, с одной стороны, и официальными инстанциями, с другой. Место конфликта – новейшее предприятие по производству авиамоторов – завод №19 в г. Перми. Тема конфликта – оспариваемое организацией право на личностную интерпретацию людей и событий. Время конфликта – репрессивная идеологическая кампания в августе 1936 г. (Процесс 16 в Москве). Содержание конфликта определяется столкновением двух культур: рационально – индивидуалистической, с одной стороны, и патримониальной, с другой. Здравый смысл противостоит идеологическим формулам и терпит поражение.
В статье представлены тенденции развития муниципального и немуниципального секторов экономики г. Перми за 1989-2008 гг., проведен SWOT- анализ экономики г. Перми за 1989-2008 гг.
Читателям представляется относительно новый публикационный жанр - аналитическая дискуссия. Обсуждение посвящено мемориалу жертвам синти и рома. Он расположен в Берлине на улице Симсонвег к югу от рейхстага, в непосредственной близости от других центральных мест памяти — поминовения жертв нацистских преступлений в районе Берлин-Тиргартен, Памятника погибшим евреям Европы и др.
В последние десятилетия массовые или групповые представления о прошлом часто обозначают какими-то словосочетаниями, включающими слово «память» — коллективная память, социальная память, культурная память, историческая память. Авторы высказывают ряд критических замечаний по поводу этой терминологии и очерчивают границы ее применения.
В монографии представлены результаты социологического исследования межнациональных отношений в г. Перми, проведенного летом 2000 года. Особое внимание обращено на культурный аспект межнациональных отношений: способы этнической идентификации в пространстве городской культуры, образное видение представителей иных национальностей, сложившиеся национальные стереотипы, процессы ассимиляции и диссимиляции. Для социологов, преподавателей вузов и студентов.
Развитие человеческого потенциала - основная задача современного города. В эпоху глобализации при значительном росте мобильности людей эта проблема приобретает наиболее актуальный характер, поскольку именно человек становитсяобъектом конкуренции между городами.
В сборнике анализируется понятие аудиовизуальной антропологии и ее предмет. Как определить рамки этой сравнительно молодой междисциплинарной области знаний, сочетающей науку и искусство? На страницах сборника представлены статьи, написанные на основе текстов докладов, которые были сделаны на X Международном семинаре по аудиовизуальной антропологии «Культурное наследие как институт памяти» (2010, Москва, Институт наследия), и другие близкие по проблематике материалы.
Статья содержит анализ историографии тайной полиции в Российской империи. Выявляя подходы историков к данной теме и способы их работы с историческими свидетельствами, автор показывает негативные следтвия политической актуальности и процесса герметизации знаний о государстве. Ревизия историографического наследия позволяет автору освободить восприятие темы от созданных в разные времена и в разных условиях "квазиочевидностей". Одновременно обращается внимание на наличие богатого комплекса делопроизводственных докуменов полицейского ведомства, сохранившихся в Государственном архиве Российской Федерации. Предлагая неоинституциональный подход к их анализу, автор показывает очевидные и латентные информационные возможности обнаруженных документов.
Курс лекций знакомит читателей с одним из важнейших направлений современной социологической теории — социологией знания, связанной с проблемой конструирования социальной реальности. В книге рассматриваются генезис и эволюция понятий "реальность", "знание" и "прошлое", их философская и социологическая концептуализация и взаимосвязь в рамках феноменологической социологии знания. Показывается, как общие принципы формирования темпоральной картины мира реализуются на уровне отдельных типов или форм знания — архаичного знания, религии, философии, идеологии. Подробно обсуждается специфика исторической науки, включая проблемы спецификации предмета истории и конструирования целостной картины прошлого в ведущих исторических школах и направлениях.
Для студентов и аспирантов, преподавателей и специалистов в области социологии и других наук о человеке и обществе, для всех интересующихся социологией и историей.
Допущено Министерством образования и науки РФ в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки “Социология”.Статья посвящена памяти Л.М. Баткина (1932 - 2016)
Рассказанная Платоном в «Тимее» и «Критии» история о великолепной и бесследно поглощенной пучиной цивилизации на многие века поразила воображение европейцев. Пока филологи спорили о мотивах и смысле платоновского мифа, политики, авантюристы и мечтатели всячески пытались найти для сказки реальную почву.
Известный французский исследователь античности Пьер Видаль-Наке прослеживает в своей книге разнообразные попытки идеологической и геополитической инструментализации платоновского мифа. Российский коллега автора Юрий Литвиненко дополнил книгу главой об идейных судьбах Атлантиды в России.
Книга адресована широкому кругу читателей, всем интересующимся античностью и ее рецепцией.
Опираясь на отечественный и зарубежный опыт, автор пытается показать влияние социальной политики советского периода на становление и развитие социального государства на разных его этапах в ведущих странах Запада, а также последствия разрушения СССР для современного состояния и перспектив социального государства в мире.
В книге описывается многостороннее развитие базовых представлений о прошлом своей страны и Европы в Российской империи второй половины XVIII — начала ХХ века. В отличие от традиционного историографического рассмотрения, сосредоточенного только на эволюции академической науки, авторы исходили из более комплексного подхода, основанного на реконструкции ключевых понятий и механизмов исторической культуры страны (включая сферу образования, деятельность церкви и духовных школ, музеев, исторических обществ и археографических учреждений, региональных сообществ и т.д.). Изучение исторического знания органично дополняется развернутыми очерками об эволюции исторического сознания (с учетом его рецептивных и творческих компонентов), а также о динамике исторического воображения (в русском искусстве и литературе XVIII–XIX веков).
Монография подготовлена к юбилею директора ИГИТИ, ординарного профессора НИУ ВШЭ И.М. Савельевой.
Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.
Представлены результаты кросскультурного исследования взаимосвязи социального капитала и экономических представлений у русских (N=150) и китайцев (N=105). Выявлены различия в социальном капитале и экономических представлениях русских и китайцев. В обеих группах социальный капитал позитивно взаимосвязан с «продуктивными» экономическими представлениями и большинство взаимосвязей схожи по своей логике, однако существуют и культурная специфика.
Человечество переживает смену культурно-исторических эпох, что связано с превращением сетевых медиа в ведущее средство коммуникации. Следствием «дигитального раскола» оказываются изменения в социальных разделениях: наряду с традиционным «имущие и неимущие» возникает противостояние «онлайновые (подключенные) versus офлайновые (неподключенные)». В этих условиях теряют значение традиционные межпоколенческие различия, решающим оказывается принадлежность к той или иной информационной культуре, на основе которой формируются медиапоколения. В работе анализируются многообразные последствия осетевления: когнитивные, возникающие при использования «умных» вещей с дружественным интерфейсом, психологические, порождающие сетевой индивидуализм и нарастающую приватизацию общения, социальные, воплощающие «парадокс пустой публичной сферы». Показана роль компьютерных игр как «заместителей» традиционной социализации и образования, рассматриваются превратности знания, теряющего свое значение. В условиях избытка информации самым дефицитным на сегодня человеческим ресурсом оказывается человеческое внимание. Поэтому новые принципы ведения бизнеса можно определить как менеджмент внимания.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010–2012 гг.