• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Преподавание грамматики в Новгородских архиерейских школах в 20—30-е гг. XVIII в. (на материале ведомостей учащихся)

Салоников Н. В., Суториус К. В.

На основе анализа ведомостей учащихся реконструируется преподавание грамматики церковнославянского, греческого и латинского языков в Новгородских архиерейских школах в 20-е гг. XVIII столетия. Авторы приходят к выводу, что в «славенской», греческой и латинской школах, созданных при архиерейском доме в Новгороде, а также в партикулярных школах, открытых на территории Новгородской епархии, действовала многоуровневая система обучения: от начального изучения Часослова, Псалтыри, чтения, письма и букваря до грамматики, риторики и поэтики. Грамматику церковнославянского языка изучали до грамматики греческого или латинского, но иерархии между этими последними не было: можно было как поле греческого приступить к изучению латинского, так и наоборот. Время освоения грамматики у разных учеников было различным и зависело как от их способностей и прилежания, так и от желания учителя изложить материал за более короткое время. В среднем, согласно данным ведомостей, ученики тратили на изучение грамматики церковнославянского языка полтора года, а греческого — не менее трех лет.