• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

К истории развития учения о конституции в Западной Европе и США (первая половина XX века)

Введение. Цель работы – с позиций истории науки рассмотреть события, оказавшиеся ключевыми для формирования количественных подходов при изучении конституции человека во Франции, Германии, Англии, Италии и США.

Результаты и обсуждение. Основной задачей французских и итальянских исследователей в конце XIX – начале XX века был поиск ассоциаций между телосложением и устойчивостью/подверженностью к внутренним болезням и спецификой их протекания. В других научных школах превалировал анализ связей между психическими особенностями и телосложением индивида. Биологи и врачи Франции первой трети XX века пользовались преимущественно описательными методами, не прибегая к статистическому анализу. Итальянская школа, напротив, культивировала «измерительный подход к проявлениям болезни» (“clinica col metro”), используя биологическую статистику как важный исследовательский метод. Работы итальянских исследователей стали существенным шагом в развитии количественного анализа данных, в том числе оценки распределения признаков. Значительный вклад в формирование и развитие биологической статистики внесли психологи конца XIX – первой трети XX века. Унификация методик исследования позволяла ведущему представителю немецкой конституционологии Э. Кречмеру получать материал, пригодный для количественного анализа. Однако в публикациях он ограничился представлением средних значений признаков и их группировок в виде таблиц, не приводя развёрнутых данных статистического анализа. В противоположность Э. Кречмеру, английские исследователи, столкнувшись с задачей оценки индивидуально-психологических различий, направили силы на разработку методов корреляционного и факторного анализа, вошедших впоследствии в комплекс базовых методик биологической статистики.

Заключение. Американские психологи и антропологи в 1920–1930-х годах успешно объединили подходы итальянской, английской и собственной школ в применении количественных методов анализа в конституционологических исследованиях.