• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Кастомизация российского высшего образования через систему микростепеней

Современная аналитика образования, Россия. 2020. №  5 (35). С. 1-40.

Создание эффективно функционирующей системы непрерывного образования является одним из приоритетов систем образования в разных странах. Нередко выстраивание такой системы осуществляется в рамках действующих традиционных форматов получения образования. В России таким форматом является дополнительное профессиональное образование. Несмотря на предложение рынка, выбор слушателей остается ограниченным действующими в университетах программами, а освоение интересующих слушателей дисциплин и курсов, которые не оформлены в виде программ дополнительного профессионального образования, и вовсе невозможен.

Представленная модель предлагает возможность слушателям осваивать отдельные дисциплины и модули, проходить по ним аттестацию и получать сертификаты с соответствующим количеством зачетных единиц. Впоследствии слушатель может использовать данный сертификат для перезачета дисциплины в своем университете или построить собственную образовательную программу высшего образования. Для этого слушатель ориенти­руется на так называемую образовательную программу — конструктор и «набирает» необходимое число зачетных единиц по курсам в рамках одного из направлений подготовки. Получение высшего образования, например, квалификации магистра, в данном случае возможно при зачислении в университет, предлагающий образовательную программу — конструктор, подготовке выпускной квалификационной работы и прохождении государственной итоговой аттестации. В системе самостоятельной «сборки» образовательной траектории автором программы является сам обучающийся, а не университет. Это способствует большей кастомизации российского высшего образования  — индивидуализации образовательного продукта по запросу конкретного потребителя.