Статья
Функциональность электронных платформ общественного участия: причем здесь социальные сети?
Информационные технологии сегодня активно применяются государственными агентствами для взаимодействия с гражданами в публичном управлении. Использование гражданами развитых коммуникационных технологий взаимодействия в Facebook, Instagram и WhatsApp требует аналогичного уровня развития коммуникационных возможностей электронных платформ общественного участия. Статья посвящена функциональным особенностям электронных платформ общественного участия, используемых в процедурах государственного управления в России. В ней формулируются требования к функциональности электронных платформ общественного участия, исходя из теорий государственного управления и лучших практик электронного взаимодействия граждан в социальных сетях. На основе сформулированных требований проведен анализ 37 электронных сервисов в России, используемых в публичном управлении. Установлено, что только 9 из них могут считаться электронными платформами общественного участия, остальные являются веб-сайтами по сбору жалоб от граждан и не нацелены на обсуждение и совместное принятие решений. Однако и они не используют функциональные возможности взаимодействия с гражданами, достигнутые в современных социальных сетях, ограничиваясь предоставлением функций бинарной реакции граждан на повестку, предлагаемую органами государственной власти. Показано, что функциональность существующих платформ в России не предполагает сужения функций правительства до координационных. Напротив, она демонстрирует концентрацию функций по генерации повестки и альтернатив у организаторов, а функций по бинарной реакции – у граждан. На основании устройства российских платформ сделано предположение о стоящих перед ними целях. В качестве более развитой альтернативы достижения этих целей, не требующей дополнительных затрат, предложено использование опыта зарубежных государственных агентств по применению Facebook для задач общественного участия либо развитие существующих возможностей электронных платформ в соответствии с лучшими практиками электронных коммуникаций.
Применение методов стратегического управления получило широкое распространение в государственном управлении развитых стран мира. Методология создания долгосрочных национальных стратегий разрабатывается и рекомендуется международными организациями. Исполнение первой официальной долгосрочной стратегии России (Стратегии-2020) обусловило исследование различных принципов организации стратегического процесса в мире. Исследование двух зарубежных аналогов (Норвегии и Южной Кореи) по созданию государственных стратегий и сравнение с российской практикой показали, что модели стратегического управления отличаются в различных политических режимах. Схема организации стратегического управления и инструменты вовлечения политических акторов в формулирование стратегии может оказывать влияние на возможности исполнения стратегии
В брошюре приводится описание и классификация основных видов механизмов общественного участия граждан в процессе стратегического планирования социально-экономического развития территории муниципального образования; осуществляется взаимоувязка механизмов ОУ и ключевых стадий разработки и реализации документов стратегического планирования; формируется универсальная, позволяющая разрабатывать алгоритм применения механизмов ОУ на различных этапах стратегического планирования для муниципальных образований разного масштаба.
В статье приводится анализ процесса стратегического планирования социально-экономического развития территории ряда муниципальных образований с позиции использования в ходе разработки и реализации документов долгосрочного планирования механизмов общественного участия. В основе методики исследования лежит Модель общественного участия в процессе стратегического планирования Фонда «Институт экономики города»
В статье рассматривается процесс взаимодействия некоммерческих организаций и органов власти в Санкт-Петербурге. Прослеживается динамика этого процесса, указываются пики и спады гражданской активности. Выделяются различные стадии общественного участия (общественное, гражданское, политическое), которые проиллюстрированы на примере активности институтов гражданского общества в Санкт-Петербурге.
Согласно исследованиям, сегодня в образовании сайты используются чаще и эффективнее, чем в других отраслях социальной сферы – медицине и культуре. Однако до сих пор потребители образовательных услуг не могут найти на них всю нужную им информацию. Высшая школа экономики и «Социальный навигатор» РИА Новости совместно осуществили исследование, основной задачей которого стала оценка готовности школьных сайтов ответить на растущие информационные запросы и коммуникационные потребности родительской аудитории. Результаты этого исследования, основные тенденции и проблемы развития информационной открытости сайтов российских школ представлены в данной статье.
Методическое пособие «Технологии общественного участия и межсекторного социаль- ного партнерства» разработано в ходе реализации проекта «Продвижение информации о некоммерческих организациях, об их ценностях, лучших практиках через создание и дея- тельность коалиций и проведение дней открытых дверей в регионах» и включает резуль- таты работы Санкт-Петербургского центра «Стратегия» и АНО «Содружество». В пособии описаны технологии общественного участия и межсекторного социального партнерства НКО и власти, опробованные в регионах России в 1995–2013 гг. Приведен набор лучших практик реализации таких технологий, как прозрачный бюджет, прикладной бюджетный анализ, общественные слушания, общественные консультативные структуры при орга- нах власти, общественное участие «под ключ», как привлечь внимание СМИ, как постро- ить коалицию, как подготовить и провести Дни открытых дверей НКО. Даны конкретные примеры и проблем, и успехов в реализации данных технологий.
Данное исследование посвящено изучению использования новейших мнформационных технологий в ходе антиправительственных выступлений 2011-2012 гг. в некоторых арабских странах. В работе анализируются особенности и инструменты протестной активности в каждой из рассматриваемых стран, рассматриваются предпосылки, механизмы и возможные последствия внедрения цензуры в виртуальном пространстве, а также комплексно изучается история распространения информационных технологий в Арабском мире и его влияние на возможности социальной мобилизации населения.
В статье приводится описание и классификация основных видов механизмов общественного участия граждан в процессе стратегического планирования социально-экономического развития территории муниципального образования; осуществляется взаимоувязка механизмов ОУ и ключевых стадий разработки и реализации документов стратегического планирования.
Рецензия на книгу Барбера М. Приказано добиться результата. Как была обеспечена реализация реформ в сфере государственных услуг Великобритании / пер. с англ. под науч. ред. Я.И. Кузьминова, А.В. Клименко. М.: НИУ ВШЭ, 2011. 394 с.
Сборник статей посвящен решению важной научной задачи по исследованию развития и формирования социально-экономических отношений в реформируемом обществе. Исследования, представленные в сборнике, отражают многообразие проблем социально-экономического развития общества. Рекомендовано научным работникам, специалистам, аспирантам и студентам, изучающим социально-экономические проблемы.
Сборник статей посвящен решению важной научной задачи по исследованию развития и формирования социально-экономических отношений в реформируемом обществе. Исследования, представленные в сборнике, отражают многообразие проблем социально-экономического развития общества. Рекомендовано научным работникам, специалистам, аспирантам и студентам, изучающим социально-экономические проблемы.
В декабре 2011 г. был обнародован консультативный документ Базельского комитета по принципам надзора за деятельностью финансовых конгломератов. В статье дан обзор данных принципов, а также ряд предложений, разработанных авторами в рамках проведенного анализа исследовательской группы ВШЭ.
Исследуется феномен авторитарности, широко распространенной в массовом сознании россиян. Изложен новый подход к рассмотрению авторитарного синдрома как последствия культурной травмы в результате политической и социокультурной трансформации общества. Представлена динамика симптомов авторитарности, которые проявляются в массовом сознании россиян с 1993 по 2011 г. Предложен пакет мер, направленный на снижение уровня авторитарности в российском обществе.
Рассматривается пространственная теоретико-игровая модель предвыборной конкуренции, в которой два кандидата, помимо выбора политических программ, могут тратить средства на увеличение собственной популярности. Показано, что при определенных условиях политические программы кандидатов будут разными. Исследуется, как предпочтения избирателей и электоральная система влияют на политические программы кандидатов и расходы на предвыборную кампанию. Показано, что при достаточно однородных предпочтениях электората равновесия не существует.
В ежегоднике представлены основные тенденции, процессы и наиболее значимые события во взаимоотношениях стран Центра, Периферии и Полупериферии, включая позиции и интересы России в этом взаимодействии. Особое внимание уделено последствиям мирового кризиса (долговой кризис в Европе), перипетиям «арабской весны», российско-американским отношениям, роли социальных сетей в современном мире и др.
Статья посвящена проблемам применения обязательных требований к хозяйственной деятельности в России. В начале статьи анализируется природа обязательных требований и рассматривается их соотношение с требованиями нормативных правовых актов и нормами права в целом. Резюмируются подходы к определению понятия «обязательные требования» в науке административного права и примеры его законодательного употребления. Автор приходит к выводу, что в настоящее время обязательные требования к хозяйственной деятельности не всегда обличены в форму нормативных правовых актов, их понятие размыто и не формализовано в законодательстве, что приводит к существенным проблемам их применения на практике. Нечеткость понятия обязательных требований, особенно в части технических норм и правил, приводит к расширительному толкованию предмета государственного контроля (надзора), в рамках которого соблюдение таких требований проверяется.
Вторая часть статьи посвящена анализу конкретных проблем правоприменительной практики, среди которых выделяются проблемы недоступности обязательных требований, их противоречивости и устаревания. Указывается, что массив обязательных требований часто не отвечает современному уровню развития науки и техники.
В третьей части статьи описывается авторский подход к решению проблем применения обязательных требований. В качестве ключевого предложения предлагается создание Единого межведомственного портала по раскрытию сведений об обязательных требованиях. Также предлагается регламентировать разработку и принятие новых обязательных требований технического характера через утверждение положений об отраслевых системах нормирования. Кроме того, предложено установить мораторий на применение обязательных требований, принятых органами и организациями СССР и РСФСР, и ввести предельный, пятнадцатилетний срок действия обязательных требований в сфере технического регулирования и в отраслевых системах нормирования.
В сборнике представлены три из шести докладов российских ученых, подготовленных к обсуждению на «круглом столе» по проблемам модернизации, проведенном 18 февраля 2009 г. в Москве. Авторы докладов рассматривают комплексную модернизацию России как одно из важнейших условий поступательного развития страны в XXI веке, акцентируют внимание на значимости зарубежного опыта для определения стратегических направлений развития страны, оценивают перспективы модернизации отдельных отраслей отечественной экономики.