• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Функциональность электронных платформ общественного участия: причем здесь социальные сети?

Информационные технологии сегодня активно применяются государственными агентствами для взаимодействия с гражданами в публичном управлении. Использование гражданами развитых коммуникационных технологий взаимодействия в Facebook, Instagram и WhatsApp требует аналогичного уровня развития коммуникационных возможностей электронных платформ общественного участия. Статья посвящена функциональным особенностям электронных платформ общественного участия, используемых в процедурах государственного управления в России. В ней формулируются требования к функциональности электронных платформ общественного участия, исходя из теорий государственного управления и лучших практик электронного взаимодействия граждан в социальных сетях. На основе сформулированных требований проведен анализ 37 электронных сервисов в России, используемых в публичном управлении. Установлено, что только 9 из них могут считаться электронными платформами общественного участия, остальные являются веб-сайтами по сбору жалоб от граждан и не нацелены на обсуждение и совместное принятие решений. Однако и они не используют функциональные возможности взаимодействия с гражданами, достигнутые в современных социальных сетях, ограничиваясь предоставлением функций бинарной реакции граждан на повестку, предлагаемую органами государственной власти. Показано, что функциональность существующих платформ в России не предполагает сужения функций правительства до координационных. Напротив, она демонстрирует концентрацию функций по генерации повестки и альтернатив у организаторов, а функций по бинарной реакции – у граждан. На основании устройства российских платформ сделано предположение о стоящих перед ними целях. В качестве более развитой альтернативы достижения этих целей, не требующей дополнительных затрат, предложено использование опыта зарубежных государственных агентств по применению Facebook для задач общественного участия либо развитие существующих возможностей электронных платформ в соответствии с лучшими практиками электронных коммуникаций.