• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

От божественного откровения к коммуникационному универсуму: поиск адекватной модели изучения текста

В статье на основе изучения представлений авторов древних текстов, немецких романтиков, рус-
ских философов, а также современных исследователей предлагается концепция, согласно которой воз-
можен прорыв к антропологическому пониманию текста. В рамках этого подхода текст рассматривается
как медиум между внешним и внутренним мирами человека. Внешний мир понимается как некая вне-
личностная реальность, используемая в качестве ресурса для развития человека. Подчёркивается, что
внешним этот мир является лишь для конкретного индивида. Для человечества в целом этот мир – про-
дукт человеческой деятельности, то есть он обладает лишь видимостью объективности, квазиобъек-
тивностью, мнимой эмпирической фактуальностью и предметностью. Внутренний мир человека состо-
ит из образов и представлений, которые структурируются на идентичность, побудительную, регулятив-
но-смысловую и исполнительскую сферы. Выступая в качестве медиума между внешним и внутренним
мирами, конкретный текст представляет собой некий фрагмент информационно-коммуникационного
универсума, главной особенностью которого является принципиальная двойственность: с одной сторо-
ны, он существует в осознаваемых и неосознаваемых формах деятельности живых существ, включая
человека, с другой – ни от кого не зависит, и даже наоборот – определяет коммуникативное поведение
всех известных нам существ, начиная от генетических кодов вирусов, бактерий и растений, языка жи-
вотных и заканчивая высшими проявлениями художественного творчества. Другими словами, человек
выступает по отношению к информационно-коммуникационному универсуму ресурсом его воспроиз-
водства и саморазвития. В современном мире стремительного развития информационных ресурсов
и коммуникационных технологий вопрос о том, может ли наука осмыслить информационно-коммуни-
кационный универсум во всей его многомерности и сложности и взять под контроль его способность
влиять на людей, становится в буквальном смысле критичным не только для гуманитарной науки, но и
для будущего человечества.