Статья
Рецензия на книгу: Bruhns, Hinnerk: Max Weber und der Erste Weltkrieg. – Tübingen: Mohr Siebeck, 2017
Рецензия на книгу: Bruhns, Hinnerk: Max Weber und der Erste Weltkrieg. – Tübingen: Mohr Siebeck, 2017.
В 1975 г. знаменитый немецкий социолог Хельмут Шельски опубликовал книгу "Работу делают другие". В этой книге исследование проблем интеллектуалов сопрягается с исследованием государственной бюрократии. Шельски говорит о том, что интеллектуалы превратились в "новый клир", противопоставляют себя образованному чиновничеству и хотят господствовать, не неся никакой сопряженной с господством ответственности. Большую книгу Шельски можно было воспринять и как научный трактат, и как памфлет. И то, и другое было бы справедливо, но только отчасти. Сейчас, по прошествии многих лет, и научная, и идеологическая составляющие этой книги кажутся несколько устаревшими. Однако она по-прежнему представляет интерес не только как памятник эпохи, свидетельство острой идейной борьбы середины 70-х гг., но и как определенная теоретическая платформа, на которой, пожалуй, нельзя впрямую основывать никакие исследования, но которую не следует игнорировать в теоретической и прикладной исследовательской деятельности. Одну из частей своей книги Шельски назвал "Анти-социология". Он действительно занял критическую позицию по отношению к современной ему социологии в ФРГ, и это резкое размежевание с коллегами дорого ему обошлось.
В сборнике научных статей материалов конференции представлены доклады и сообщения аспирантов, преподавателей, доцентов, профессоров, научных сотрудников, посвященные широкому кругу проблем методологии, теории и истории социологической науки. Статьи опубликованы в авторской редакции.
Рекомендуется специалистам в области методологии, теории и истории социологии, а также всем интересующимся современными научными теориями и разработками в сфере социально-гуманитарного знания.
В книге рассматриваются основные принципы истории социологии; анализируются ключевые идеи, из которых сформировалась социология и благодаря которым предыстория этой дисциплины превратилась в ее историю; представлены интеллектуальные портреты некоторых классиков социологической мысли (Огюста Конта, Карла Маркса, Эмиля Дюркгейма, Вильфредо Парето) и отдельные направления социологического редукционизма (социальный дарвинизм и расово-антропологическая школа).
Издание соответствует общей программе курса истории социологии и адресовано преподавателям, студентам и аспирантам вузов, равно как и широкому кругу читателей.
В настоящей статье автор изучает теоретические основы критического отношения Ганса Кельзена к социологической юриспруденции. Такое отношение основывается на ошибочном и устаревшем понимании Кельзеном предмета социологии и особенно социологии права. Социолого-правовые идеи Вебера, Эрлиха и других выдающихся представителей социологии права выходят далеко за пределы тех границ, что Кельзен отвел для социологии права.
Используя методологический инструментарий социологии знания, в статье рассматриваются принципы формирования учебных планов по социологии в двух российских провинциальных университетах. Авторы обсуждают проблему разработки национальных образовательных стандартов, а также выдвигают ряд тезисов о специфике российского высшего профессионального социологического образования.
Сборник «Непосредственные вопросы» включает пресс-релизы всероссийских репрезентативных опросов (полевые работы ФОМ, Омнибус-Пента, выборка 1500 человек) с комментариями представителей духовенства, журналистов, общественно известных людей и представителей научного сообщества.
Глава посвященная российскому либерализму прослеживает историю российской либеральной мысли и отражения в ней контекста имперского разнообразия на протяжении XIX-начала XX вв. В главе анализируется процесс заимствование стратегий европейского либерального универсализма и развитие рамки национального либерализма как ответа на проблемы империи. Автор утверждает, в истории российского либерализма была и отличная от национального либерализма парадигма, которую можно обозначить как парадигму имперского либерализма. Именно эта парадигма позволила российским либералам найти свое место в имперской политике начале XX века, несмотря на противоречия контекста массовой политики и классического либерализма. В главе впервые вводится в научный оборот исследованная автором транснациональная генеалогия проекта «Великой России»П.Б. Струве.
В книге рассматриваются основные принципы истории социологии; анализируются ключевые идеи, из которых сформировалась социология и благодаря которым предыстория этой дисциплины превратилась в ее историю; представлены интеллектуальные портреты некоторых классиков социологической мысли (Огюста Конта, Карла Маркса, Эмиля Дюркгейма, Вильфредо Парето) и отдельные направления социологического редукционизма (социальный дарвинизм и расово-антропологическая школа).
Издание соответствует общей программе курса истории социологии и адресовано преподавателям, студентам и аспирантам вузов, равно как и широкому кругу читателей.
Статья посвящена неразработанной проблеме севернопричерноморской эпиграфики — ранневизантийской палеографии региона. На основании всех известных памятников автор выделяет две региональные школы: херсонскую и боспорскую, и анализирует их эволюцию. Результаты анализа могут стать основанием для палеографической датировки новых надписей.
Статья посвящена критике двух работ, претендующих на то, чтобы стать введением в агиографию: выпущенного издательством ПСТГУ курса лекций Е. Н. Никулиной по предмету «Агиология», а также опубликованной издательством «AXIOMA» книги В. М. Лурье «Введение в критическую агиографию». На ряде мест показывается научная несостоятельность обеих работ.
Представлены результаты кросс-культурного исследования имплицитных теорий инновативности у студентов и учителей, представителей трех этнокультурных групп: русские, народы Северного Кавказа (чеченцы и ингуши) и тувинцы (N=804). Выявлены межгрупповые различия в имплицитных теориях инновативности: у русских респондентов и у студентов более выражены индивидуальные теории инновативности, у респондентов из Северного Кавказа, Тувы и учителей более выражены социальные теории инновативности. С помощью моделирования структурными уравнениями построена культурно-универсальная модель влияния ценностей на имплицитные теории инновативности и на установки по отношению к инновациям. Ценности Открытости изменениям и индивидуальные теории инновативности способствуют позитивному отношению к инновациям. Результаты исследования показали, что имплицитные теории инновативности различаются в разных культурах, а ценности оказывают разное влияние на отношение к инновациям и опыт инновативной деятельности в разных культурах.
Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.
Представлены результаты кросскультурного исследования взаимосвязи социального капитала и экономических представлений у русских (N=150) и китайцев (N=105). Выявлены различия в социальном капитале и экономических представлениях русских и китайцев. В обеих группах социальный капитал позитивно взаимосвязан с «продуктивными» экономическими представлениями и большинство взаимосвязей схожи по своей логике, однако существуют и культурная специфика.
Статьи данного сборника написаны на основе докладов, сделанных в 2011 г. на социологическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова на заседании XIV Междисциплинарного ежегодного научного семинара "Математическое моделирование социальных процессов" им. Героя Социалистического труда академика А.А. Самарского.
Издание предназначено для научных сотрудников, преподавателей, учащихся вузов и научных учреждений РАН, интересующихся проблемами, разработкой и внедрением методологии математического моделирования социальных процессов.