• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Интерперсональные коллизии в международном частном праве Израиля

Целью исследования является анализ интерперсональных коллизий (интерперсонального или межличностного права) в международном частном праве Израиля. Интерперсональное право представляет собой совокупность пра­вовых норм, регулирующих положение различных персональных систем, одновременно действующих в одной и той же стране. Израиль относится к странам с множественностью личных правовых систем, применимых к определенным группам лиц в зависимости от их религиозной принадлежности. В Израиле религия не отделена от государства, поэтому интерперсональные коллизии там отличаются особой остротой. В качестве методологии исследования использовались сравнительно-правовой, сравнительно-исторический, формально-логический методы, методы сравнительного анализа и сравнительного правоведения. Объект регулирования и сфера действия интерперсонального права и МЧП в большой части пересекаются. МЧП и интерперсональное право имеют общую историческую функцию – обеспечить реализацию принципа равноправия всех правовых систем и признания субъективных прав, законно приобретенных на основании иного правопорядка. Как МЧП, так и интерперсональное право призваны облегчить и узаконить совместную жизнь различных человеческих общностей, разделенных государственными границами, этнической или религиозной принадлежностью. Анализ интерперсональных коллизий на примере израильского межличностного права показывает, что общее происхождение МЧП и интерперсонального права создает сильную степень сходства между ними и обуславливает их внутреннюю связь. Для разрешения конфликтов личных законов в судебной практике Израиля активно используются общие подходы, принципы и инструментарий МЧП. Установление содержания применимого личного закона и квалификация правовых понятий производятся на основе теории разрешения конфликта квалификаций, разработанной в МЧП; одним из основных связующих факторов, обуславливающих компетенцию религиозных судов и применение религиозного права, является автономия воли сторон. По большинству вопросов личного статуса в Израиле принято светское законодательство, но вне сферы светского регулирования остаются основные вопросы личного статуса – заключение и расторжение брака. Отсутствие гражданского брака и ограничение гражданских разводов заставляют людей искать пути обхода религиозных законов; отсутствие эквивалентного личного закона у «человека без религии» дискриминирует людей по религиозному принципу. Можно прогнозировать, что предстоящее вступление в силу светского гражданского кодекса сузит сферу возникновения интерперсональных коллизий по вопросам личного статуса.