• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Конституционно-правовая природа института референдума

Ромашов П. А., Кочев В. А.

в статье рассматривается конституционно-правовая природа референдума в объективном и субъективном смыслах. Будучи конституционно-правовой формой осуществления власти народом, референдум предстает в качестве основного права народа и, соответственно, одной из составляющих конституционного строя. Последнее обстоятельство указывает на объективное значение референдума, которое выражается, с одной стороны, в праве народа требовать от государства принятия мер по созданию условий реализации права на референдум, а с другой стороны, в обязанности государства обеспечить урегулирование, охрану и защиту этого права. В субъективном значении референдум определяет право каждого гражданина на участие в референдуме, связанное с его (референдума) инициированием, подготовкой и проведением, голосованием и др. Субъективное право порождает обязанность государственных органов и должностных лиц гарантировать статус гражданина и как лица, являющегося обладателем данной конституционной возможности, и как лица, их реализующего. Цель: обосновать актуальность избранной темы исследования; дать сравнительный ретроспективный анализ научных подходов разработки понятия «референдум»; показать, что объективный и субъективный аспекты института «референдум», как явления народовластия, на субстанциональном уровне связаны с конституционными основами правопорядка в обществе. Методы: диалектический метод как универсальный научный инструмент; общенаучные (анализ, синтез, обобщение, сравнение, системно-структурный анализ) и частнонаучные (формально-юридический, формально-логический, структурно-функциональный) методы познания. Результаты: определяется конституционное содержание понятия «референдум» в объективном (ст. 3 Конституции РФ) и субъективном (ст.32 Конституции РФ) аспектах; установлены основные правомочия народа как субъекта референдумного права, во-первых, и как гражданина – участника референдумного процесса, во-вторых; обоснована необходимость опроса населения по вопросам, вынесенным на референдум, и их обсуждения как обязательных предварительных стадий всенародного голосования (опрос – обсуждение – референдум). Выводы: в объективном значении референдум представляет собой основное право народа и субстанциональную составляющую конституционного правопорядка. В силу данного обстоятельства народ вправе требовать от государства, органов государственной власти и уполномоченных должностных лиц осуществления мер и создания условий реализации права на референдум, в том числе на урегулирование права народа на референдум. В субъективном значении референдум предстает как система конституционно-правовых гарантий права каждого право дееспособного гражданина на участие в референдуме. Данное право ограничивает государственную власть и обязывает ее принимать меры по защите статуса лица в качестве субъекта, реализующего данное право.