• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Do political connections make businesspeople richer? Evidence from Russia, 2003-2010

Grigoriev I., Zhirkov K.

Исследование И.С.Григорьева и К.А.Жиркова отталкивается от существующего в большом количестве имеющихся академических исследований понимания о том, что компании и бизнесмены выигрывают от наличия у них политических связей. Считается, что наличие связей позволяет им выигрывать тендеры на государственный заказ и получать поддержку в виде государственных займов в тяжёлые и кризисные моменты, пользоваться налоговыми льготами, а также увеличивают рыночную ценность фирмы. Наличие связей становится особенно важным в условиях слабых политических институтов, однако верно и то, что подобные связи способствуют компаниям в условиях устойчивых институтов. Тем не менее, в фокусе существующих исследований редко появляются именно крупнейшие бизнесмены. Более того, почти никогда работы в данной области не включают в анализ различные виды политических связей и результаты их влияния (например, эффект связей в законодательной власти в противовес связям в исполнительной, эффект связей на национальном или региональном уровнях власти). Дизайн таких исследований чаще всего сводится к тому, что сравниваются фирмы со связями и фирмы без связей, однако надо понимать, что такой дизайн упускает из виду внутреннюю динамику работы политических связей. Другими словами, кросс-секционный дизайн не позволяет смотреть на процесс изменения работы политических связей (их усиления или ослабления) с течением времени. В итоге получается, что сам политический контекст, который делает эти связи значимыми, остаётся неизученным. Авторы данного исследования преодолевают и восполняют указанные пробелы в понимании того, как работают политические связи.