• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Конфликтная среда и ассоциативный дух (внутренние и внешние коммуникации при возникновении Парижского университета)

Период возникновения первых, «спонтанных», университетов растянулся более чем на сто лет. Об этом процессе написано множество книг и статей, но остается неясным, почему в итоге победила именно корпоративная форма, определившая как специфику западного типа организации интеллектуальной деятельности, так и ее дальнейший успех? Привычные ссылки на корпоративизм, присущий средневековому обществу, и на примеры ремесленных цехов и купеческих гильдий, вдохновивших магистров и студентов, не убеждают. Спорадическое внимание ученых к миру ремесла общеизвестно, но нет никаких свидетельств о влиянии опыта ремесленных и купеческих объединений на городских интеллектуалов. К тому же последние начали свои организационные искания еще до расцвета ремесленных корпораций и купеческих гильдий.

В статье делается акцент на обстоятельства возникновения Парижского университета, чья история изучена лучше других. Стоит ли называть этот процесс закономерным? Можно говорить об «истоках» (origins), которые, разумеется, были обусловлены вполне конкретными причинами. Но жесткая каузальная связь между разными причинами и поводами с трудом поддается учету. При рассмотрении каждого из основных эпизодов данного процесса надо учитывать и интеллектуальные условия, и личностный фактор ведущих магистров, и особенности расстановки сил как на уровне городских властей, светских и церковных, так и на уровне Римской курии. Существенную роль играл обмен опытом с другими протоуниверситесткими центрами — Болоньей и Оксфордом. При всем этом историки склонны недооценивать пространственный фактор, эволюцию местного церковно-административного устройства, изменение характера застройки. Совпадение во времени завершения работ по строительству стены Филиппа-Августа с активизацией борьбы магистров за признание своей корпорации не похоже на простое совпадение. В анализе ситуации нам может помочь обращение к опыту Этьена Паскье, на рубеже XVI и XVII вв. писавшего о генезисе Парижского университета.

 «Самозарождение» Парижского университета представляется результатом сочетания уникальных условий и скорее исключением, чем правилом. Однако найденная в Париже форма быстро была подхвачена в других образовательных центрах. Ситуация возникновения университета в Париже может быть сопоставлена с другими точками эволюционных прорывов в истории человечества.