• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Диагностика и сценарный анализ внешних угроз региональной безопасности

Шелков А. Б., Шульц В. Л., Кульба В. В., Чернов И. В.

Работа посвящена методологическим и прикладным проблемам совершенствования процессов управления региональной безопасностью в условиях обострения противоречий между странами Запада и Россией, а также неустойчивости мировой экономики.
Приведена методология диагностирования, структурного анализа и оценки основных угроз региональной безопасности.
Рассмотрены проблемы противодействия деструктивным информационным воздействиям, основанным на дезинформации и манипулятивных технологиях.
Приведены результаты анализа основных особенностей процессов управления региональной безопасностью. Рассмотрены механизмы использования сценарного анализа в управлении социально – экономическим развитием региона и обеспечении его защиты от внешних и внутренних угроз социальной стабильности.
Представлены результаты сценарного исследования разработанных мультиграфовых моделей управления региональной безопасностью.
Для решения комплекса поставленных задач предложен методологический подход, основанный на моделировании и опережающем сценарном анализе процессов развития ситуации в региональных социально – экономических системах и во внешней среде. Основным его преимуществом является возможность оценки уровня уязвимости социально – экономических систем под воздействием внешних и внутренних угроз региональной безопасности; проведения комплексного анализа текущей ситуации в регионе на заданном временном горизонте; формирования краткосрочных и долгосрочных прогнозов ее развития; оценки эффективности и согласованности множества распределенных во времени и пространстве стратегических и тактических управленческих решений по достижению поставленных целей в условиях неопределенности. Показано, что эффективное противодействие возникающим угрозам региональной безопасности со стороны геополитических противников Российской Федерации, а также созданных и финансируемых ими внутренних источников уязвимости возможно только на основе создания и широкого использования комплексных механизмов, обеспечивающих скоординированное решение как минимум двух базовых комплексов задач: обеспечения устойчивого социально – экономического развития региона и его защиты от внешних и внутренних информационных угроз социальной стабильности.