• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Образ без подобия (Рецептивная структура «Портрета Дориана Грея»)

Современная теория рассматривает художест.  чтения. он неоднороден, в нем различаются сильные и слабые места, сегменты с большей или меньшей мерой условности. применительно к повествовательным текстам для анализа такой структуры служит понятие «фикционального погружения», обозначающее моменты, когда читатель должен «увлекаться» фабулой и «сопереживать» персонажам, даже вымышленным. некоторые приемы, позволяющие вызывать такое «погружение», — прежде всего приемы нарративного обрамления (визуального, жанрового, интертекстуального), — показаны на примере романа оскара уайльда «портрет Дориана Грея» (1890). неоднородность его текста обусловлена введением в повествование визуального образа (картины), фигурирующего как актант. визуальность и литературное повествование — два разных
языка культуры, и один из них (литературный) деформирует другой (визуальный). портрет Дориана Грея почти невидим как живописный образ, зато внимание читателя привлекается к его внешним, не-образным элементам (раме, подписи). он функционирует не как произведение искусства, а как документ, уличающий героя. он перемещается во внешнем мире и изменяется внутри себя, выступает не как воплощение идеального прототипа, а как подвижный, двусмысленный симулякр, подобный вещи и мертвому телу, входящий в теоретически бесконечную серию предметов коллекционируемых героем романа.