• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Контуры социологии эмоций в концепции социальной солидарности: теоретические истоки в работе Э. Дюркгейма «О разделении общественного труда»

Статья направлена на анализ работы Э. Дюркгейма «О разделении общественного труда» в ключе социологии эмоций. Проблема социальной солидарности является фундаментальной проблемы социологии как науки. Существует мнение, что проблему социальной солидарности невозможно решить без учета эмоций. Одним из основополагающих трудов, посвященных проблеме социальной солидарности, является работа Э. Дюркгейма «О разделении общественного труда», в которой он рассмотрел и охарактеризовал типы социальной солидарности. Но в современной науке наблюдается меньшее внимание к данной работе, по сравнению с трудом «Элементарные формы религиозной жизни». Это оставляет пробелы в изучении истоков социологии эмоций и роли эмоций в поддержании социальной солидарности. Идеи, освещенные Дюркгеймом, сегодня имеют переосмысление и отражение в работах современных социологов эмоций. В работе показано, что современные авторы в своих рассуждениях опираются на идеи Дюркгейма. Работа имеет целью определить предпосылки социологии эмоций в работе Дюркгейма «О разделении общественного труда», проследить, как Дюркгейм определял социальную природу эмоций, их роль в описании типов социальной солидарности, какие эмоции участвуют в создании социальных связей с позиции Дюркгейма. Используя размышления Дюркгейма о роли эмоций в поддержании социальной солидарности, мы можем определить предпосылки решения проблемы социального порядка.

Можно сделать вывод, что в концепции Дюркгейма, вместе со сменой типа солидарности меняется и роль эмоций в воспроизводстве социальной солидарности. Механическая солидарность основана на общности идей, чувств, индивидуальное полностью поглощается коллективным. Преступления вызывают негативные эмоции: гнев, месть и стыд, которые являются средствами защиты. А симпатия присутствует только в институтах семьи и брака. В противопоставление, органическая солидарность основана на разделении общественного труда, коллективное сменяется индивидуальным. Вместе со сменой типа солидарности, в ее воспроизводство встраивается больше позитивных эмоций: альтруизм, симпатия, выходящая за пределы семьи и дружбы и появляющаяся в трудовых отношениях, счастье.  Важным в концепции Дюркгейма является то, что в процессе воспроизводства социальной солидарности важен не вид конкретных эмоций, а их общность, коллективность. С потерей коллективного характера эмоций разрушается и социальная солидарность. По результату проделанной работы можно сделать вывод, что положения, разработанные классиком, могут быть актуальными и для современного нам общества и могут быть основаниями для дальнейшей разработки решения проблемы социальной солидарности в области социологии эмоций.