• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Туризм в России в 1990-е годы. Профессионально-экспертный дискурс

В статье на основе архивных документов и материалов профессиональных периодических изданий рассматриваются представления о феномене туризма, распространенные в России в 1990-е годы среди туристского профессионального сообщества. Для этого периода крушения старых и возникновения новых идей выявляются и анализируются воззрения, свойственные большинству представителей туристской индустрии: о туристическом потенциале страны как высоком и уникальном; о безусловном интересе иностранцев к России; о важном воздействии туризма на общественный прогресс; об обязательном воспитательно-развивающем влиянии путешествий на туристов. Также обращается внимание на проявления сохранявшихся комплексов недоверия ко всему заграничному. В статье показано, в чем связанные с турбизнесом люди видели смысл своей работы, какие пути по развитию туризма в России предлагали. Внутри профессионального сообщества выявляются отдельные группы, каждая из которых ратовала за приоритетное развитие одного из трех видов связанного с путешествиями досуга, объединенных в едином термине «туризм». Представители «коммерческого» варианта хотели получить для государства как можно больше иностранной валюты за счет привлечения в страну гостей из-за рубежа. Сторонники спортивного туризма позиционировали себя как альтернатива «коммерции» и выступали за оздоровление нации. Предлагавшие развивать социальный туризм хотели сделать путешествия доступными для всех российских граждан. Делается вывод о том, что набор воззрений в профессиональной среде в 1990-е гг. со всеми ее надеждами и страхами во многом был задан идейным наследием советского времени.