?
Средневизантийские традиции церковного зодчества на южном, восточном и северном берегах Черного моря
В отличие от других областей византинистики, в истории архитектуры Черное море долгое время не рассматривалось комплексно. Недавно этот пробел был частично заполнен диссертацией Р. Шарпа, которая, однако, отличается фрагментарностью материала и произвольностью датировок. В настоящей статье рассматриваются традиции средневизантийской церковной архитектуры на южном, восточном и северном берегах Черного моря, которые демонстрируют некоторые общие тенденции. Четко выделяется два архитектурных стиля каменного церковного зодчества (с использованием плинфы только в арках). Один, характерный для Понта и Абхазии конца IX — середины Х в. и проникший также в Херсон, основан на применении пилястров, выделенных подпружных арок (ступенчато повышающихся под куполом) и крещатых столпов, которые могут заменяться в нижней части колоннами. Такая конструкция используется как в купольных храмах типа вписанного креста (преимущественно сложного извода), так и в базиликах; сюда же, вероятно, примыкают и компактно вписанные кресты Понта и Эгриси. Второй стиль — видимо, также понтийский по происхождению, но проникший в Херсон и в Таматарху: это вписанные кресты простого извода на 4 колоннах, с полукруглыми апсидами и без всякой разделки стен. Возможно, этот стиль Х–XI вв. (?) возник в результате провинциального упрощения вписанного креста первого стиля. Как отдельный феномен следует выделить византийско-таоскую артель 960–970-х гг. Остальные средневизантийские храмы рассматриваемых регионов остаются изолированными.