• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Криминологическая профилактика как приоритетная задача ювенальной юстиции

Рассматриваются вопросы становления ювенальной юстиции в России в связи с нерешенностью проблемы преступлений несовершеннолетних и против несовершеннолетних. В статье анализируются понятия «профилактика преступлений», «криминологическая профилактика», «ранняя профилактика», формулируются их авторские определения. В рамках работы рассматривается деятельность «правомочных» субъектов, призванных осуществлять раннюю профилактику. Анализируются термины «ювенальная юстиция», «ювенальные технологии», классификация и содержание ювенальных технологий. Обосновывается тезис о том, что форма реализации ювенальной юстиции в РФ во многом зависит от той правовой базы, которую еще предстоит создать. Предлагаются принципы ювенальной юстиции (социализация несовершеннолетнего, компетентность при осуществлении профилактики, индивидуальный подход при работе с несовершеннолетними, поддержка семьи, научная обоснованность, прозрачность деятельности, ответственность полномочных субъектов за свои действия) для достижения целей криминологической профилактики. Для реформирования профилактической деятельности сотрудников соцзащиты и других организаций требуется решение нескольких групп задач: 1) кадровое, материально-техническое, финансовое обеспечение; 2) систематизация нормативно-правовых актов о профилактических мерах в отношении преступлений несовершеннолетних и защите их прав; 3) выработка современных путей реального снижения уровня преступности среди несовершеннолетних и др. Исследование выявило созданные в России предпосылки для становления  карательной системы ювенальной юстиции. Для изменения сложившейся ситуации и раскрытия потенциала ювенальной юстиции в России, в частности, впервые предлагается: преодолеть имеющееся противостояние власти и общества, искоренить стереотип карательной деятельности социальных работников, привлекать общественность. Подчеркивается важность использования научного инструментария для изменения направления деятельности правомочных субъектов с преимущественно карательного на понимающее, в соответствии с курсом криминологической профилактики.