?
Communications in the Novgorod Region during the Crisis Period of the Time of Trouble
Приход Московского государства в Новгородскую и Псковскую землю сопровождался распространением на эти территории тех процессов выстраивания системы государственного управления, которые охватили саму Московию в конце XV — начале XVI в. Важное место в этих процессах занимало и создание центральной властью системы коммуникаций — строительство дорог, предназначенных для бесперебойного исполнения государственных нужд, прежде всего военных и представительских. В это время были сооружены дороги, соединявшие Новгород Великий с крепостями (пригородами), а также ведшие к границам. По новым дорогам, обеспеченным ямской гоньбой, осуществлялась переброска войск и сопровождались посольства. Организация дорожной сети в конце XV — начале XVI в. прямо вырастала из потребностей войны и дипломатии и была частью становления раннемодерной государственной системы в целом. В годы политического кризиса начала XVII в. систему магистральных дорог, необходимую для правильного перемещения воинских сил и посольств, любые власти старались всячески поддерживать. Контроль за дорогами стал важнейшей задачей всех противоборствующих сторон. В это время шло строительство острожков — небольших укреплений, развивавших систему новгородских пригородов. Взятие Новгорода в июле 1611 г. войсками генерала Я.Делагарди всерьез изменило политическую картину Северо-Запада, однако те тенденции в развитии дорожного строительства, которые наметились на первых этапах Смуты, развивались. К 1616–1617 гг. мобилизационные возможности новгородского правительства были исчерпаны. После Столбовского мира 1617 г. в течение нескольких лет сухопутные магистральные дороги находились в упадке и для надежного сообщения Новгорода с центром использовались кружные водные пути, обходившие разоренные земли. Заметно изменился срок, за который гонцы могли достигать столицы. Только с начала 1620-х годов был запущен процесс восстановления основных магистральных дорог в Новгородской земле