• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Идея «живого знания» всеединства С.Л. Франка в контексте трансцендентально-феноменологических исследований оснований сознания

Работа посвящена ответу на вопрос о возможности реализации феноменологического проекта осмысления сознания в качестве единственной основы конституирования всего содержания человеческого опыта. На пути к цели философии – ясному пониманию самого себя как субъективности, функционирующей в качестве первоисточника, – Э. Гуссерль продвигается от описания непосредственно данных вещей и смыслов, составляющих «жизненный мир» познающего, к анализу все более глубоких слоев сознательного опыта, из которых каждый следующий выступает условием возможности конституирования предыдущего. При этом в поздний период своего творчества философ сталкивается с невозможностью объяснить на имманентной сознанию основе появление первичных гилетических конфигураций, определяющих существование единого абсолютного потока сознания (единства первичных впечатлений, ретенций и протенций). Анализ пассивного синтеза приводит к столкновению с действительно иным по отношению к сознанию, а не только с тем, что синтезируется без активного участия эго и поэтому представляется ему иным. Инаковость по отношению к сознанию парадоксальным образом не мешает исходным единствам играть ключевую роль в организации сознания, определяя структуру «живого настоящего».

Открытие Гуссерлем того, что глубинные формы связывания обусловлены рецепцией базисных связей, не являющихся результатом работы сознания, позволяет сопоставить его идеи с идеями С.Л. Франка. Русский философ утверждает, что почва, на которой возникают «трансцендентные объекты», есть не сознание, а «конкретно-сверхвременное всеединство» как абсолютное бытие, возвышающееся над противоположностью между имманентным сознанию и трансцендентным; вне отношения к всеединству сознание было бы невозможно.

Как показывает автор, признание зависимости сознания от иного, оказывающееся неизбежным в рамках каждого из двух рассмотренных подходов к исследованию сознания, открывает возможность решения при помощи трансцендентально-феноменологического метода проблемы структурообразующих оснований сознательного опыта.