• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Роль индивидуальных ценностей и мотивации в литературной продуктивности поэтов и прозаиков

Цель данного исследования состоит в идентификации различий в факторах, связанных с творческой продуктивностью в разных микродоменах литературной креативности (написание прозы и поэзии на уровне малой креативности). Данная работа анализирует взаимосвязи между индивидуальными ценностями (по Ш. Шварцу), мотивацией (по Э. Дэси и Р. Райану) и творческой продуктивностью у поэтов и прозаиков, измеряемой по частотному принципу. Выборка состояла из 240 представителей малой креативности, занимавшихся написанием прозы и/или поэзии в течение последнего года. В этом эмпирическом исследовании были использованы такие опросники, как PVQ-R Ш. Шварца, авторский опросник на частоту написания прозы и поэзии (на основании опросника С. Доллингера), опросник на мотивацию к креативному поведению (на основании теории Э. Деси и Р. Райана), а собранные данные анализировались при помощи факторного анализа, t-критериев Стьюдента, регрессионного анализа и путевого анализа. Были выявлено, что «поэты» и «прозаики» различаются ценностными приоритетами: у «поэтов» сильнее выражены ценности социального фокуса, а у «прозаиков» - ценности личностного фокуса; и набором предикторов творческой литературной продуктивности:  так, литературной продуктивности «поэтов» способствуют ценности Открытости Изменениям и препятствуют ценности Самопреодоления; а литературной продуктивности «прозаиков» способствуют ценности Сохранения и препятствуют ценности Самопреодоления и Самоутверждения. Также была выявлена медиативная роль автономной мотивации в отношениях ценностей и литературной продуктивностью в обеих группах.  Таким образом, проведенное исследование раскрывает эвристический потенциал дифференцированного на микродомены подхода к креативности.