?
Политика памяти в современном Таджикистане: от империи к национальному государству
В данной статье речь идёт об акцентах культурной политики, проводимой властью в современном Таджикистане. Целью данной статьи является изучение процес- са становления и развития новой государственности в Таджикистане на предмет её об- условленности культурным и идеологическим содержанием. В периоды политических трансформаций образовывающийся культурный вакуум, как правило, заполняется наци- ональным содержанием. Власть чаще начинает обращаться к национальным текстам в политической легитимации. Процесс легитимации политической элиты с момента признания независимости Таджики- стана тесным образом связан с новым культурным конструированием, акценты которого объективно связываются с различными сюжетами национальной культуры и апелляциями к героическому прошлому. Так культура становится инструментом современной политики таджикской элиты, обеспечивая её легитимационные стратегии. Вместе с тем, акценты на национальные тексты в культурной политике Таджикистана могут быть не совсем чёткими по причине присутствия в культурном пространстве раз- личных форма памяти, отсылающих к имперскому опыту СССР. В современном Таджи- кистане всё ещё заметно советское культурное наследие, расставание с которым выглядит неизбежным и мучительным для ностальгирующей по временам СССР общественности. Нет сомнений, что данный процесс является делом времени, потому как с ним напрямую связана легитимность действующей политической элиты. Автор приводит ряд примеров, как в культурном пространстве современного Таджикистана соотносится между собой советский имперский текст и новый национальный текст. Таким образом, автор приходит к выводу, что достаточно комплиментарное со стороны Таджикистана отношение к советской и русской культуре, ввиду глубокой интеграции экономик двух государств, позволит отстрочить во времени болезненный процесс куль- турной трансформации.