?
Интеграция аналитических и феноменологических теорий визуальной репрезентации в философском проекте Пола Кроутера
Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2017. № 3 (41). С. 126-132.
В статье анализируются ключевые аспекты предложенной П. Кроутером теории, объединяющей интерес к семантике и структуре изобразительной репрезентации с оригинальными тезисами об онтологической, телесной и темпоральной специфике изображений. Несмотря на ряд спорных моментов (эссенциализм и отвержение историзма, последовательная ориентированность на нормативную эстетику, общий теоретический эклектизм), эта концепция может рассматриваться в качестве примера продуктивности взаимодействия достижений аналитической и феноменологической традиций философии изображений.
Научное направление:
Философия, этика, религиоведение
Приоритетные направления:
гуманитарные науки
Язык:
русский
Небольсин Д. И., Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология 2018 № 41 С. 15-23
Рассматриваются основные признаки дисциплинарной и методологической идентичности аналитической философии изображений с целью определить её отличия от других школ изучения визуального. В качестве наиболее значимых отличий выявляются следующие: ограничение исследовательской проблематики областью изобразительной репрезентации, отмежевание от нормативной эстетики, методологическое разнообразие и работа с феноменологическими и онтологическими вопросами посредством уточнения понятийного аппарата. ...
Добавлено: 20 августа 2018 г.
Небольсин Д. И., Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология 2023 № 71 С. 21-28
Рассматривается, какими средствами и насколько успешно аналитические теоретики изображений раскрывают проблему визуальных обманок. Выясняется, что при всем методологическом разнообразии и полезном прояснении важных аспектов обманок, большинство авторов редуцируют проблему trompe-l'œil к проблеме иллюзии. Как следствие, они упускают из виду важные для анализа этого примера проблемы темпоральности, пространственной локализации, невизуальной активности реципиента и художественных импликаций восприятия ...
Добавлено: 30 марта 2023 г.
Небольсин Д. И., Философский журнал 2022 Т. 15 № 1 С. 102-114
Статья посвящена реконструкции, анализу и контекстуализации сравнительно малоизвестного мотива в истории междисциплинарных дискуссий об образном и визуальном. Речь идет о теориях, в которых изобразительная репрезентация рассматривается по модели субституции изображением его объекта. Выявляется, что эта идея, на первый взгляд представляющаяся не более чем удобной объяснительной метафорой, содержит в себе целый ряд неожиданных философских импликаций и ...
Добавлено: 1 апреля 2022 г.
Клиффорд У. К., Философия. Журнал Высшей школы экономики 2019 Т. 3 № 3 С. 37-53
Читателю предлагается перевод самой известной статьи английского математика и философа Уильяма Кингдона Клиффорда "Этика убеждения", публикация которой в свое время оказала сильнейшее влияние на все последующее развитие эпистемологии.Статья остается актуальной и поныне. ...
Добавлено: 2 октября 2019 г.
Павлов И. И., Философия. Журнал Высшей школы экономики 2018 Т. II № 4 С. 51-89
В статье анализируются трансформации, которые претерпевает феноменология смерти М. Хайдеггера в работах В. В. Бибихина. Для этого феноменология смерти Бибихина рассматривается в контексте онтологии времени, представленной в лекционном курсе «Пора» и существенно отличающейся от темпоральной структуры «Бытия и времени». Главным отличием становится сближение в «Поре» прошлого и будущего, каждое из которых дано человеку как та ...
Добавлено: 3 января 2019 г.
Ямпольская А. В., Вестник РГГУ. Серия "Философские науки. Религиоведение" 2013 Т. 11 № 112 С. 39-50
В «Бытии и времени», а также в примыкающих к этой работе лекционных курсах Хайдеггер разворачивает методический жест Гуссерля: уже не метод определяет предмет, но, напротив, предмет феноменологии как способ встречности бытийных структур определяет феноменологический метод как метод их «вычитывания» или «расчистки». Легитимной областью философской работы становится не отраженный в запаздывающем зеркале рефлексии феномен, а тот ...
Добавлено: 24 марта 2014 г.
Небольсин Д. И., Философский журнал 2017 Т. 10 № 2 С. 114-129
Статья посвящена теории двусложности Р. Уоллхейма и трактовке изобразительной репрезентации в рамках аналитической философской традиции. Уоллхейм указывал на структурное отличие восприятия изображений от видения объектов и ситуаций лицом к лицу, отстаивая теорию видения-в и двусложности. Эта концепция предполагает сдвоенное, одновременное видение объекта репрезентации и материальной поверхности изображения. Помимо реконструкции данной теории, указания на ее ограниченность ...
Добавлено: 28 августа 2017 г.
Веретенников А. А., М. : Изд-во РГГУ, 2019
В пятый выпуск Ежегодника по феноменологической фи- лософии вошли статьи, посвященные важнейшим феноменоло- гическим темам: событие, мир, интерсубъективность. В основе выпуска – материалы конференций, проведенных философским факультетом РГГУ в 2018 году: «От бытия к событию: пути пост- метафизического мышления» и «Алешинские чтения 2018: Ин- терсубъективность, коммуникация, солидарность». Кроме этого, в номере опубликованы русские переводы статей ...
Добавлено: 30 апреля 2020 г.
Ханна Р., Трансцендентальный журнал 2023 Vol. 4 No. 3
Статья посвящена рассмотрению роли мысли Иммануила Канта в становлении философии XX столетия. Анализируется как становление аналитический, англо-американской традиции, так и становление континентальной, феноменологической мысли. Автор видит в возвращении к кантовой философии ключ к воссоединению двух традиций философии прошлого века, а также выход из кризиса современной философии. ...
Добавлено: 24 ноября 2023 г.
Горбатова Ю. В., Известия Уральского государственного университета. Серия 3: Общественные науки 2012 № 1 С. 18-25
Основным тезисом является утверждение, что те общеизвестные «слабые места» в христианском вероучении, которые регулярно подвергаются нападкам критиков и которые современные теологи-аналитики пытаются отстоять, не могут быть не только защищены, но и верно поняты, если за основу взята не онтология вещей, а онтология положений дел. ...
Добавлено: 30 апреля 2013 г.
Кирсберг И. В., Философия и культура 2012 № 11 С. 29-38
В первой части статьи обосновано понимание богословия как не науки: по феноменологически выявляемым особенностям чувства в отличие от мышления показано ценностное, а не познавательное качество богословия. По особенностям взаимодействия чувства и мышления, соответственно с различением видов соподчинения ценности и знания, показана неоднородность богословия как дисциплины – с преобладанием ценностного. Таким же образом предусмотрено религиоведение – ...
Добавлено: 31 января 2013 г.
Даль Э., Гиргель Д., Наливайко И. и др., В : Логвінаў, 2015
Издание представляет собой авторизированный перевод сборника Phenomenology of Everyday Life белорусско-норвежского коллектива авторов, вышедшего на английском языке в Осло в 2014г. В сборнике с различных дисциплинарных точек зрения рассматриваются теоретические и практические аспекты изучения феноменологии повседневности (спорт, фотография, онлайн-игры, театр и др.). ...
Добавлено: 22 ноября 2015 г.
Горбатова Ю. В., / Basic Research Programme. Series HUM "Humanities". 2012. No. 09.
This article deals with the concept of omnipotence, which is very important for contemporary analytic philosophy of religion. Within the analytic tradition it is usual to show an apparent tension between God’s omnipotence and other divine attributes. In response, some authors have proposed their own ideas on how the classical problems of omnipotence can be ...
Добавлено: 30 апреля 2013 г.
Рябушкина Т. М., Антиномии 2017 Т. 17 № 4 С. 7-23
Восприятие познающим субъектом независящей от него реальности, несмотря на историческое первенство и соответствие интуиции обыденного сознания, в процессе развития феноменологической теории познания утрачивает значение источника новизны содержаний сознания и основы всякого приобретенного знания. Основанием отрицания восприимчивости является невозможность установления соответствия между несвязанными чувственными данными и понятиями, выполняющими функцию единства. Полагание исходных связей результатов восприимчивости также ...
Добавлено: 8 июня 2017 г.
Berlin, Brux., Oxford, Wien, Frankfurt am Main, NY, Bern : Peter Lang, 2014
Cet ouvrage cible la pratique qui est solidaire de la fondation de la connaissance réalisée par la phénoménologie, en voyant dans cette pratique la condition même de la formulation positive de son projet. Dans cette perspective, la critique sociale et la psychopathologie sont notamment les deux champs pratiques où la phénoménologie se trouve investie, par-delà ...
Добавлено: 13 ноября 2014 г.
Ищенко Н. И., Антиномии 2018 Т. 18 № 3 С. 27-46
Предметом исследования является хайдеггеровское экзистенциально-онтологическое рассмотрение феномена человеческого бытия (Dasein - «вот-бытия») как трансцендирующей структуры. В работе обосновывается вывод о том, что истолкование данного бытия в аспекте интенциональности сознания - то есть как «трансценденции» в понимании М. Хайдеггера - означает выход за пределы Гуссерлевой феноменологии. Так, поставив вопрос об интенциональности как о специфическом способе бытия (но не познания), Хайдеггер, в отличие от Э. Гуссерля, трактует последний не как акт, имманентный сознанию, ...
Добавлено: 21 октября 2018 г.
Рябушкина Т. М., Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Философия 2014 Т. 12 № 4 С. 24-30
Классический поиск оснований сознательного опыта, осуществляемый посредством рефлексии, приводит к полаганию двух фундаментальных характеристик сознания – временности (сознание есть поток) и субстанциональности (нечто устойчивое противостоит временным изменениям). Эти характеристики являются основаниями лабиринта Юма, составляют основу кантовского априоризма. Феноменология не принимает классического решения ввиду его формального характера и пытается обнаружить основание сознания в нем самом как ...
Добавлено: 6 декабря 2014 г.
Малинкин А. Н., Вопросы философии 2015 № 11 С. 175-186
В фокусе сравнительного анализа – две фундаментальные проблемы методологий М. Шелера и К. Манхейма: обоснование нового социоцентрического способа мышления, представленного в социологии знания, и проблема объективности познания, связанная с отражением угрозы релятивизма. При различиях в базовых предпосылках и путях решения указанных проблем в воззрениях двух мыслителей обнаруживаются неожиданные существенные сходства. Они дают основания для изменения ...
Добавлено: 3 марта 2016 г.
Чернавин Г. И., Horizon. Феноменологические исследования 2013 Т. 2 № 1 С. 28-47
В этой статье рассматриваются проблематика имманентной телеологии опыта в рамках трансцендентальной феноменологии, в том числе такие проблемы как наполнение интенции, адекватная очевидность, импликации разума в опыте. Отдельное внимание уделяется тематике Вещи, которая рассматривается как «регулятивная идея» и как τέλος. В статье также обсуждается синтез согласованности опыта и мысленный эксперимент по нарушению согласованности. В заключение будут ...
Добавлено: 14 октября 2014 г.
Kirsberg I.W., Journal for the Study of Religions and Ideologies 2019 Vol. 18 No. 52 P. 142-155
This paper provides a foundation for a form of phenomenology, namely
phenomenological, that rejects the traditional phenomenology of religion in order to
provide a cognitive and non-theological discipline in the study of religion. Proposed
amendments to phenomenology are based on the ideas of E. Husserl. The simultaneous
strict distinction and necessary cooperation between facts and phenomena provided by the
impurity ...
Добавлено: 24 февраля 2019 г.
Руткевич А. М., Вопросы философии 2019 № 12 С. 118-131
В статье проводится мысль о том, что для А. Кожева на протяжении
его курса «Введение в чтение Гегеля» центральной фигурой являлся
«гештальт» интеллектуала. Автор статьи подчеркивает: начало перехода от отношения господства и рабства к буржуазному миру Кожев видит уже в поздней Римской империи, а в Новое время мы имеем дело
с преобладанием буржуа как человеческого типа. Интеллектуал Кожева ...
Добавлено: 18 декабря 2019 г.
Мирошниченко М. Д., Философские науки 2020 Т. 63 № 4 С. 46-63
Статья посвящена реконструкции обсервационной философии Александра Пятигорского в контексте противостояния двух версий трансцендентального проекта человека в мире. Первый проект акцентирует внимание на инвариантной, функциональной организации познающих систем, абстрагируясь от телесной, аффективной и феноменологической реализации этой организации. Второй, напротив, делает основную ставку на феноменологической перспективе опыта данности, всегда уже зависящего от того, чей это опыт и ...
Добавлено: 26 января 2020 г.
Чернавин Г. И., Interpretationes. Studia philosophica europeanea 2014 Vol. 1 No. 2 P. 85-98
Добавлено: 13 ноября 2014 г.