Статья
Visualizing place as a palimpsest: Mental maps in Russian geohumanities
Two special kinds of mental maps emerging from the Russian geohumanities are described in the article. Russian geohumanities are regarded as a specific Russian Post-Soviet tradition of cultural geography that is focused on space perceptions & interpretations. The semiotic model of ‘place as palimpsest’ typical for Russian mythogeography is used to describe the multilayered structure of a place, formed by different cultures’ visions of one & the same place. Two opposing meanings of mental maps are stated, namely, 1) mental spatial information, representing the image of the city & the orientations schemes, & 2) cartographical geovisualization, which reflects individual or group perception of space. Mental maps, combining the traits of both big classes with the example of K. Lynch’s generalized urban maps based on the results of individual cities’ perceptions gained by various research methods, are argued to be the most prospective. Urban ‘mythogeographical’ mental maps from the Russian geohumanities are regarded as another kind of that compromise, being transformed from the diagram-like ‘image-geographical’ maps by localizing place myths into ‘sign places’ of a city.
В сборник включены научные статьи известных и молодых ученых, посвященные актуальным проблемам филологии (когнитивной лингвистики, лексической семантики, семиотики, прагматики, лингвистики текста, стилистики; поэтики, литературоведения; перевода, межкультурной коммуникации). Также представлены исследования по методике преподавания иностранных языков. Издание адресовано лингвистам, переводчикам, преподавателям, аспирантам, студентам и широкому кругу заинтересованных читателей.
Перформативы удобны для анализа и интерпретации политических действий и событий. Авторы исследований в области речевых актов и логики часто редуцируют перформативы к перформативным высказываниям. Исследователи из ВШЭ различают перформативные высказывания, перформативное событие, перформативное действие. Их взаимодействие вкупе с реактивными речевыми актами создает вложенный перформатив. Для выявления структурных конфигураций вложенного перформатива используется воронка перформативности, смоделированная на базе воронки причинности.
Статья посвящена семиотике литературы и кино.
В монографии представлено комплексное исследование феномена столичности и обобщены работы политических географов по изучению столичных городов. Авторы подходят к столичности не с точки зрения социально-экономических функций, а с позиций их символического значения. Обозначены идентифицирующие признаки центральности, приведен обзор функций, выполняемых столицей, описана авторская типология столиц. Исследование открывает новую страницу в политической географии, связанную с привлечением семиотических правил в трактовку пространственных явлений. Столицы, самое яркое воплощение пространственных отношений в государстве, с позиции семиотики представлены как особые знаковые системы, что позволило авторам новым и оригинальным способом осветить данный феномен. В качестве кейсов выбраны Самара и Вологда, Бонн и Иерусалим, а также Рамалла. Конструктивистский подход к столичным городам и комбинация методов политической географии, социальных наук и семиотики открывают новые возможности классификации и интерпретации сущностных особенностей символических и реальных столиц. Для политологов, географов, международников, специалистов в различных областях семиотики.
Совершенствование информационных технологий в XXI в. открыло дорогу для новых форм политического управления и политической борьбы. Что есть технология сейчас и что она значит для социума, как и почему переплелись ментальные и материальные изменения - эти вопросы рассмотрены в данной статье.
Коммуникативный дискурс рассматривается в статье как основа передачи и реализации вербальной коммуникации «сквозь преграды культурных и лингвистических различий» (Якобсон). В связи с этим адекватный перевод с одного языка на другой возможен только с учетом всех лингвокультурных особенностей языковых единиц, формирующих дискурс межкультурной коммуникации. Поскольку каждый язык обладает своим уникальным способом отражать как явления окружающей действительности, человеческий опыт, так и социо-культурные особенности носителей языка, в задачу переводчика входит поиск соответствий сравниваемых языков и культур. Когнитивный анализ языковых единиц вторичной номинации , фразеологизмов, позволяет оценивать их как один из вариантов инвариантной основы культурного кода и ментальных образов восприятия реалий действительности представителями определенной нацией. Без их учета верное понимание воспринимаемого дискурса, как и стремление избежать двусмысленности, неточности перевода, становятся невозможными.
Статья входит в большой цикл исследований автора по регионоведению и ментальной географии Российской империи. Военные действия на собственной территории оказывают сильное и долгосрочное влияние на формирование пространственных представлений. Крымская война, эпицентр которой находился в Новороссии, способствовала включению этой сравнительно недавно присоединенной территории в ментальные карты в качестве русского пространства. В этой связи анализируется становление новой символической географии. В статье рассматривается патриотическая пропаганда, делавшая акцент на единстве различных частей империи. Особое внимание уделено государственному ополчению, участники которого – дворяне и простолюдины - в процессе своего движения к театру военных действий получили уникальную возможность познакомиться с рядом регионов. Для выходцев из Центральной России ощутимой оказалась граница с Малороссией. Показано восприятие ополченцами еврейского населения черты оседлости, в том числе задолго до погромов зафиксированы проявления ксенофобии. Хотя, как показано в статье, во время войны у властей было немало оснований опасаться сепаратизма, в конечном счете возобладало убеждение в том, что имперская конструкция России выдержала проверку на прочность и расчеты врагов не оправдались. Подобный вывод из опыта проигранной войны имел своим следствием то, что в программу реформ преобразование империи включено не было. В статье использованы неопубликованные документы, в том числе хранящиеся в киевском архиве. Исследование выполнено в рамках самого крупного за последнее время международного проекта, посвященного изучению Крымской войны. Оно издано также в США в переводе на английский язык.
Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.
Представлены результаты кросскультурного исследования взаимосвязи социального капитала и экономических представлений у русских (N=150) и китайцев (N=105). Выявлены различия в социальном капитале и экономических представлениях русских и китайцев. В обеих группах социальный капитал позитивно взаимосвязан с «продуктивными» экономическими представлениями и большинство взаимосвязей схожи по своей логике, однако существуют и культурная специфика.
Человечество переживает смену культурно-исторических эпох, что связано с превращением сетевых медиа в ведущее средство коммуникации. Следствием «дигитального раскола» оказываются изменения в социальных разделениях: наряду с традиционным «имущие и неимущие» возникает противостояние «онлайновые (подключенные) versus офлайновые (неподключенные)». В этих условиях теряют значение традиционные межпоколенческие различия, решающим оказывается принадлежность к той или иной информационной культуре, на основе которой формируются медиапоколения. В работе анализируются многообразные последствия осетевления: когнитивные, возникающие при использования «умных» вещей с дружественным интерфейсом, психологические, порождающие сетевой индивидуализм и нарастающую приватизацию общения, социальные, воплощающие «парадокс пустой публичной сферы». Показана роль компьютерных игр как «заместителей» традиционной социализации и образования, рассматриваются превратности знания, теряющего свое значение. В условиях избытка информации самым дефицитным на сегодня человеческим ресурсом оказывается человеческое внимание. Поэтому новые принципы ведения бизнеса можно определить как менеджмент внимания.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010–2012 гг.