• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Объявление войны (indictio belli) в фециальном праве: теория и реальность

Ius antiquum. Древнее право. 2015. Т. 32. С. 60-80.

В статье рассматривается ритуальная граница между миром и войной в римской civitas, последний акт в процедуре объявления войны и его религиозное оформление, после которого возвращение к мирному состоянию было уже невозможно. В фециальном праве (ius fetiale) таким последним ритуалом являлся обряд метания копья во вражескую землю после произнесения торжественной формулы объявления войны. Этот завершающий обряд был важным звеном в серии различного рода действий, призванных сделать войну для римлян справедливой (bellum iustum), что должно было обеспечить помощь богов и конечный успех. Его можно сопоставить с широко известными «ритуалами перехода», имевшими большое значение в жизни архаического общества. Однако практически вся информация о связи фециалов с объявлением войны происходит из антикварной литературы, соответственно, относится к рассказу об их происхождении и помещена в повествование о древнейших, царских, временах. Полностью отсутствуют сведения об участии фециалов в объявлении конкретной войны в республиканский период. В известных нам случаях участвуют не жрецы, а послы (legati). Главной причиной замещения фециалов легатами в дипломатической деятельности явилась общая тенденция в эпоху Республики, которая была неблагоприятна для политических полномочий жрецов и ограничивала их функции религиозными актами и консультациями. Отстранение от посольской деятельности фециалов отражает серьезные изменения в представлениях о сакральном обеспечении военного успеха. В силу важности этой цели на место фециальной обрядности должно было прийти иное религиозное оформление. Особое значение имели те ритуалы, которые осуществлялись публично, на глазах у граждан, поскольку именно такие мероприятия утверждали веру в помощь богов и, соответственно, в успешное завершение войны. В статье выдвинуто предположение, что таковым являлся комплекс обрядов, сопровождавший выход полководца на войну. Он включал в себя облачение в военный плащ магистрата и его ликторов, принесение обетов богам на Капитолии и совершение т.н. «ауспиций выхода» перед пересечением померия. Оба ритуала (выход на войну полководца и фециальная процедура) являлись «ритуалами перехода», совершаемыми на «римской земле», но предполагающие действия на чужой, вражеской, территории. Данное обстоятельство сделало возможным перенос центра тяжести религиозных действий, что было обусловлено затруднительностью в новых условиях соблюдать архаичный ритуал. Тем более, что этот архаичный ритуал был уделом одних жрецов, в то время как выход полководца на войну с соответствующими обрядами становился объектом массового внимания.