• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
  • Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Публикации ВШЭ
  • Статьи
  • Սելեզնյով, Նիկոլայ. Արեւելքի Ասորական Եկեղեցու Քրիստոսաբանությունը. Հիմնական սկզբնաղբյուրների վերլուծություն դոգմայի ձեւավորման պատմության համատեքստում. Մար Բաբայ Ռաբբա (Մեծ) / Ռուսերենից թարգմանեցին եւ ծանոթագրեցին Տ. Շահե Վրդ. Անանյանը, Ցոլակ Սրկ. Հարությունյանը [Христология Ассирийской Церкви Востока: Анализ основных материалов истории вероучения. Мар Баввай Рабба (Великий)]

Статья

Սելեզնյով, Նիկոլայ. Արեւելքի Ասորական Եկեղեցու Քրիստոսաբանությունը. Հիմնական սկզբնաղբյուրների վերլուծություն դոգմայի ձեւավորման պատմության համատեքստում. Մար Բաբայ Ռաբբա (Մեծ) / Ռուսերենից թարգմանեցին եւ ծանոթագրեցին Տ. Շահե Վրդ. Անանյանը, Ցոլակ Սրկ. Հարությունյանը [Христология Ассирийской Церкви Востока: Анализ основных материалов истории вероучения. Мар Баввай Рабба (Великий)]

Էջմիածին [Эчмиадзин]. 2016. No. 5. P. 9-23.
Переводчик: Շ. [. Անանյանը [Ананян], Ց. [. Հարությունյանը [Харутюнян].

БАВВАЙ ВЕЛИКИЙ (Баввай Раббā) (ок. 550 – ок. 628) – ключевая фигура в истории формирования вероучения Церкви Востока (см. Ассирийская Церковь Востока). Был настоятелем видного центра восточносирийской учености – монастыря на горе Изла, расп. к востоку от Нисивина. В 609–628, когда шах Хосров II под влиянием своего врача, представителя западносирийской Церкви, Гавриила Шингарского, запретил избирать нового католикоса Церкви Востока, Баввай Великий фактически являлся ее главой. Он приобрел известность своей монастырской реформой, направленной на «искоренение мессалианства» и подъем церковных школ, и полемикой с оригенистом Хнаной Адиабенским и халкидонитом Мартирием-Сахдоной. Баввай Великий был автором многих сочинений экзегетического, гимнографического, канонического, житийного и полемического характера. Наиболее известен его христологический трактат «Слова о божестве и человечестве [Христа], и о [Его] лице единства», озаглавленный издателем его латинского перевода, А.А.Васхальде, как «Liber de unione». В нем он осуществил синтез антиохийской традиции богословия и оригинальной арамеоязычной традиции Церкви Востока. Баввай Великий использовал в своем труде апологическое сочинение Нестория, т.н. «Книгу Гераклида», сочинения Феодора Мопсуестийского. Он зафиксировал ставшую традиционной христологическую формулу «две природы, две кномы [частные данности природ] в одном лице сыновства и одной воле». «Лицо сыновства» Баввай Великий понимал в русле антиохийской традиции, как сложное, в котором познается личное взаимопроникновение божества и человечества. Для Баввая Великого приемлемо именование Девы Марии «Богородицей» (сир. Йалдат Алаха), если оно сопровождается соответствующими пояснениями. Вероучительный синтез Баввая Великого лег в основу официальной христологии Церкви Востока.