Статья
Аргумент последствий в дискуссии о свободе воли
Данная статья посвящена анализу аргумента последствий в споре о свободе воли. Активная дискуссия вокруг данного аргумента началась в 70-ых годах XX века и продолжается в современной аналитической философии. В данной статье мы рассмотрим, во-первых, сам аргумент последствий, во-вторых, фундирующую его интуитивную эффективность интуиции, в-третьих, критику данного аргумента, а, в заключение, постараемся определить его значение по ту сторону принятия или опровержения самого аргумента.
В статье раскрываются необходимые метафизические основания и центральные положения общей теории социальной реальности Дж. Сёрла. Показывается, как в мире, состоящем из физических частиц и полей силы, всё разнообразие общественной жизни конструируется при помощи одного вида логико-лингвистических операций – деклараций статусных функций.
В статье обсуждается процесс формирования и развития понятия свободной воли в эпоху поздней Античности и Средних веков. Предпринимается попытка рассмотреть, каким образом понятие «свободная воля» легло в основу понятия «личность», заложив фундамент для европейской ментальности через становление разумного из трансцендентного. А именно, как в Средние века «разумная вера» стала полноправным субъектом правовых отношений.
В очерке рассмотрены те аспекты карсавинской статьи «О свободе», которые позволяют сравнить идеи Карсавина с темпоральными интуициями Бергсона. Карсавин присоединяется к пониманию Бергсоном душевной жизни как сплошного непрерывного процесса, присоединяя к этому свой концепт «всевременно-единой души». Однако, Бергсон не абсолютно чужд этой новации Карсавина: есть основания считать, что он мог бы согласиться с аргументами «от длительности» в пользу свободы и оценить построенный Карсавиным образ живой неоцепеневшей вечности, принимающей в себя бесконечное множество свободных творческих воль.
Реконструирована интеллектуальная атмосфера, сложившаяся в советской исторической науке в конце 1960-х гг. В контексте типичного теоретизирования об исторической науке подвергнута анализу концепция законов исторических ситуаций Л. Кертмана: ее концептуальное содержание и идеологическая форма. Предлагается гипотеза о близости взглядов Л. Е. Кертмана к критическому рационализму К. Поппера.
Реалистическая интерпретация "Войны и Мира", предложенная Мартином Уайтом и Стэнли Хоффманом, основана на видении истории, описанном Толстым во втором эпилоге книги. Рассказывая о Наполеоновском вторжении, Толстой рисует механистическую картину международных отношений, в которой человеческое поведение предопределено, а свобода ограничена неотвратимыми законами истории. Однако такой детерминизм вступает в противоречие с возможностью морального выбора, который главные герои - Николай Толстой, Андрей Болконский и Пьер Безухов - осуществляют на протяжении всей книги. Автор утверждает, что мы сможем понять, почему проблема соотношения свободной воли и необходимости трактуется Толстым по-разному в художественном и историческом нарративе, если рассмотрим эту проблему в контексте отвержения Толстым Просвещения ка научной и этической традиции.
В статье рассматривается современное состояние методологии науки применительно к психологии. Показано, что методология настолько развилась и разветвилась, что настала пора разрабатывать ее специальный вид: методологию выбора и применения методологии к частным наукам. Специально выделена роль искусства как своего рода методологии: искусство питает интуицию, а методология дискурсию. В статье также представлена пропедевтика методологической культуры и дана критика или проблематизация однозначности целого ряда методологических принципов, бытующих в современной психологии. Обсуждается также проблема совместимости / несовместимости полярностей, веками существующих в психологии и дискуссии о которых не утихают.
Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.
Представлены результаты кросскультурного исследования взаимосвязи социального капитала и экономических представлений у русских (N=150) и китайцев (N=105). Выявлены различия в социальном капитале и экономических представлениях русских и китайцев. В обеих группах социальный капитал позитивно взаимосвязан с «продуктивными» экономическими представлениями и большинство взаимосвязей схожи по своей логике, однако существуют и культурная специфика.
Человечество переживает смену культурно-исторических эпох, что связано с превращением сетевых медиа в ведущее средство коммуникации. Следствием «дигитального раскола» оказываются изменения в социальных разделениях: наряду с традиционным «имущие и неимущие» возникает противостояние «онлайновые (подключенные) versus офлайновые (неподключенные)». В этих условиях теряют значение традиционные межпоколенческие различия, решающим оказывается принадлежность к той или иной информационной культуре, на основе которой формируются медиапоколения. В работе анализируются многообразные последствия осетевления: когнитивные, возникающие при использования «умных» вещей с дружественным интерфейсом, психологические, порождающие сетевой индивидуализм и нарастающую приватизацию общения, социальные, воплощающие «парадокс пустой публичной сферы». Показана роль компьютерных игр как «заместителей» традиционной социализации и образования, рассматриваются превратности знания, теряющего свое значение. В условиях избытка информации самым дефицитным на сегодня человеческим ресурсом оказывается человеческое внимание. Поэтому новые принципы ведения бизнеса можно определить как менеджмент внимания.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010–2012 гг.