Статья
О выборе центра наместнического округа А.Н. Бахметева
В статье на основе архивных свидетельств реконструируются обстоятельства выбора А.Н. Бахметьевым г. Нижнего Новгорода в качестве центра наместнического округа при реализации проекта "учреждения наместничеств" в Поволжье. Применяя неоинституциоанльный подход, автор приходит к пониманию, что город выбирался исходя из личных интересов наместника, несмотря на наличие формальных критериев выбора места.
Учебное пособие является четвертым, дополненным и переработанным изданием. В нем раскрываются вопросы эволюции системы управления Пермским краем, показываются структура, направления деятельности и механизм оценки органов государственной власти в регионе, анализируется социально-экономическая ситуация в крае. Отдельные разделы посвящены вопросам системы управления регионом, развития человеческого потенциала, экономического развития, развития территорий и инфраструктуры Пермского края, управления ресурсами, государственной и муниципальной собственностью. В пособии представлен анализ основных проектов, реализуемых на территории края: «Пермь - культурная столица Европы», «Инновационный кластер», «Реформа здравоохранения».
Учебное пособие предназначено для студентов и преподавателей высших и средних специальных учебных заведений, учителей школ, учащихся старших классов, работников органов государственной и муниципальной власти, широкого круга читателей, интересующихся состоянием и тенденциями социально-экономического развития и управления в Пермском крае.
На основе неоинституционального подхода в статье обосновывается выбор модели управления горнозаводской частью Волго-Уральского региона во время реализации "Проекта учреждения наместничеств" 1816 г. в 20-е гг. XIX в.
Учебно-методические материалы «Пермский край – территория конкурентного развития» представляют собой учебно-методический комплекс по данной дисциплине, читаемой руководителями края в вузах г. Перми. Данные учебно-методические материалы являются основой для подготовки студентов к семинарским занятиям, выполнению тестовых заданий по дисциплине, подготовке эссе, рефератов и проектных работ.
В учебно-методических материалах представлены Программа дисциплины «Пермский край – территория конкурентного развития»; примерная тематика эссе, рефератов, курсовых работ в разрезе разделов и параграфов, соответствующих функционально-целевым блокам; методические рекомендации по выполнению рефератов, эссе, проектов.
Данные учебно-методические материалы также включают в себя вопросы для самопроверки, базы примерных тестовых заданий, список литературы, включающий в себя опубликованные работы губернатора, руководителей Администрации губернатора и правительства Пермского края.
Руководитель крупного российского региона рассказывает об опыте структурирования управления Пермским краем при условии научного понимания их взаимосвязи и умении декомпозировать процесс до уровня, позволяющего поставить конкретные задачи исполнителям.
Сравнение Калужской и Нижегородской областей показывает, что технологическим инструментом государственной политики по отношению к регионам является кластеризация. В известной степени она представляет собой возврат к отраслевому подходу, но уже на новом этапе развития. В рамках кластерной модели управления для большинства регионов России стоит задача остаться в рамках того или иного кластера, что гарантирует государственную поддержку.
Второй том учебника содержит анализ социальных и экономических различий российских регионов, их типологии и оценки развития, а также системное описание типов региональной экономической политики, ее инструментов, механизмов развития проблемных территорий и методов оценки эффективности политики развития территорий. В нем не только изложены необходимые теоретические положения, но и приводятся примеры и статистические данные, анализ которых позволяет глубже вникнуть в рассматриваемую проблему. Для лучшего восприятия и понимания сути излагаемых вопросов материал учебника подробно структурирован, а избранный авторами стиль изложения помогает разобраться даже в самых сложных вопросах. Проконтролировать полученные знания и приобрести необходимые практические навыки можно с помощью имеющихся в учебнике вопросов и заданий. Все это делает учебник главным помощником в изучении данного учебного курса и подготовке к сдаче экзаменов.
Работа посвящена сравнительному анализу полномочий главного начальника заводов Уральского хребта и предполагаемого "горного генерал-губернатора", должность которого предлагал ввести сенатор и деятетель по горному делу В.Ю. Соймонов в рамках реализуемого при Александре I "проекта учреждения наместничеств".
В статье изложены результаты анализа и оценки эффективности региональных механизмов управления в условиях кризисной и посткризисной ситуациях. В качестве примера рассматривается Нижегородская область.
Статья содержит анализ историографии тайной полиции в Российской империи. Выявляя подходы историков к данной теме и способы их работы с историческими свидетельствами, автор показывает негативные следтвия политической актуальности и процесса герметизации знаний о государстве. Ревизия историографического наследия позволяет автору освободить восприятие темы от созданных в разные времена и в разных условиях "квазиочевидностей". Одновременно обращается внимание на наличие богатого комплекса делопроизводственных докуменов полицейского ведомства, сохранившихся в Государственном архиве Российской Федерации. Предлагая неоинституциональный подход к их анализу, автор показывает очевидные и латентные информационные возможности обнаруженных документов.
Курс лекций знакомит читателей с одним из важнейших направлений современной социологической теории — социологией знания, связанной с проблемой конструирования социальной реальности. В книге рассматриваются генезис и эволюция понятий "реальность", "знание" и "прошлое", их философская и социологическая концептуализация и взаимосвязь в рамках феноменологической социологии знания. Показывается, как общие принципы формирования темпоральной картины мира реализуются на уровне отдельных типов или форм знания — архаичного знания, религии, философии, идеологии. Подробно обсуждается специфика исторической науки, включая проблемы спецификации предмета истории и конструирования целостной картины прошлого в ведущих исторических школах и направлениях.
Для студентов и аспирантов, преподавателей и специалистов в области социологии и других наук о человеке и обществе, для всех интересующихся социологией и историей.
Допущено Министерством образования и науки РФ в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки “Социология”.Статья посвящена памяти Л.М. Баткина (1932 - 2016)
Рассказанная Платоном в «Тимее» и «Критии» история о великолепной и бесследно поглощенной пучиной цивилизации на многие века поразила воображение европейцев. Пока филологи спорили о мотивах и смысле платоновского мифа, политики, авантюристы и мечтатели всячески пытались найти для сказки реальную почву.
Известный французский исследователь античности Пьер Видаль-Наке прослеживает в своей книге разнообразные попытки идеологической и геополитической инструментализации платоновского мифа. Российский коллега автора Юрий Литвиненко дополнил книгу главой об идейных судьбах Атлантиды в России.
Книга адресована широкому кругу читателей, всем интересующимся античностью и ее рецепцией.
Опираясь на отечественный и зарубежный опыт, автор пытается показать влияние социальной политики советского периода на становление и развитие социального государства на разных его этапах в ведущих странах Запада, а также последствия разрушения СССР для современного состояния и перспектив социального государства в мире.
В книге описывается многостороннее развитие базовых представлений о прошлом своей страны и Европы в Российской империи второй половины XVIII — начала ХХ века. В отличие от традиционного историографического рассмотрения, сосредоточенного только на эволюции академической науки, авторы исходили из более комплексного подхода, основанного на реконструкции ключевых понятий и механизмов исторической культуры страны (включая сферу образования, деятельность церкви и духовных школ, музеев, исторических обществ и археографических учреждений, региональных сообществ и т.д.). Изучение исторического знания органично дополняется развернутыми очерками об эволюции исторического сознания (с учетом его рецептивных и творческих компонентов), а также о динамике исторического воображения (в русском искусстве и литературе XVIII–XIX веков).
Монография подготовлена к юбилею директора ИГИТИ, ординарного профессора НИУ ВШЭ И.М. Савельевой.
Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.
Представлены результаты кросскультурного исследования взаимосвязи социального капитала и экономических представлений у русских (N=150) и китайцев (N=105). Выявлены различия в социальном капитале и экономических представлениях русских и китайцев. В обеих группах социальный капитал позитивно взаимосвязан с «продуктивными» экономическими представлениями и большинство взаимосвязей схожи по своей логике, однако существуют и культурная специфика.
Человечество переживает смену культурно-исторических эпох, что связано с превращением сетевых медиа в ведущее средство коммуникации. Следствием «дигитального раскола» оказываются изменения в социальных разделениях: наряду с традиционным «имущие и неимущие» возникает противостояние «онлайновые (подключенные) versus офлайновые (неподключенные)». В этих условиях теряют значение традиционные межпоколенческие различия, решающим оказывается принадлежность к той или иной информационной культуре, на основе которой формируются медиапоколения. В работе анализируются многообразные последствия осетевления: когнитивные, возникающие при использования «умных» вещей с дружественным интерфейсом, психологические, порождающие сетевой индивидуализм и нарастающую приватизацию общения, социальные, воплощающие «парадокс пустой публичной сферы». Показана роль компьютерных игр как «заместителей» традиционной социализации и образования, рассматриваются превратности знания, теряющего свое значение. В условиях избытка информации самым дефицитным на сегодня человеческим ресурсом оказывается человеческое внимание. Поэтому новые принципы ведения бизнеса можно определить как менеджмент внимания.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010–2012 гг.