Статья
Биопсихосоциальный подход к пониманию здоровья и болезни
С развитием психологии здоровья и биопсихосоциального подхода к здоровью и болезни в медицине и здравоохранении проблема психического здоровья приобретает статус междисциплинарной. Целью данной работы является рассмотрение возможностей и ограничений в применении биопсихосоциального подхода в психологии здоровья, в частности, к проблеме психического здоровья. Была выявлена неоднородность биопсихосоциального подхода, которая обусловлена выполнением трех различных функций в регуляции научных исследований: этического и социального ориентиров, методологического принципа, объяснительной модели. Понятие психического здоровья характеризуется спецификой, требующей уточнения в рамках биопсихосоциального подхода, в первую очередь - обсуждения иерархической и динамической организации биологических, психологических и социальных групп факторов.
На сегодняшний день на фоне ускоряющихся изменений человеческого существования вырастает проблема новых экзистенциальных состояний, с которыми сталкиваются психологи или психиатры в своей практике. Как следствие изменяющегося мира, классификации психических болезней пополняются новыми нозологическими единицами и рекомендациями лечения. Понимание здоровья как отсутствия болезней становится окончательно несостоятельным ввиду своей неспособности пролить свет на природу целого ряда патологий. Наиболее перспективным на сегодня считается обращение к пониманию здоровья в терминах психологического благополучия. Духовность признается одним из интегральных компонентов человеческого благополучия разными авторами. Исследователи приписывают ей модерирующую функцию, благодаря которой снижается или нивелируется воздействие стрессоров и неблагоприятных жизненных обстоятельств на благополучие личности. В работе обсуждается проблема духовного здоровья с точки зрения возможностей овладения духовным опытом и интеграции этого опыта в системе мировоззрения человека. Обосновывается, что психиатрия может включить в сферу своего внимания духовное здоровье и психологическое благополучие.
В статье отмечается высокая распространенность психической болезненности в раннем детстве и рост психических расстройств в детском возрасте в целом, который опережает аналогичное увеличение у взрослых. В то же время вопросам детского психического здоровья уделяется необоснованно мало внимания, не восстановлен статус специальности «детский психиатр», сокращено количество специализированных коек и др. Приводятся данные о росте тяжелых психических расстройств с началом в раннем и дошкольном возрасте.
Обострение проблем глобализации и изменение состояния психического здоровья населения как факторы, способствующие росту преступлений экономической направленности
Статья посвящена рассмотрению возможностей и ограничений психологических методов изменения поведения, связанного со здоровьем. Проводится анализ методов, предложенных в рамках моделей континуума (теория убеждений о здоровье, теория мотивации защиты, социально-когнитивная теория, теория субъективной ожидаемой полезности), моделей стадий (транстеоретическая модель, модель принятия мер предосторожности, процессуальный подход к действиям, связанным со здоровьем), а также в рамках моделей саморегуляции в психологии здоровья - как общепсихологических (модель "Рубикона", ресурсная модель самоконтроля, теория саморегуляции М. Карвера и Ч. Шейера, теория самодетерминации), так и специфических (теория темпоральной саморегуляции). Обсуждаются трудности сопоставления эффективности интервенций, вызванные разной направленностью моделей (на предсказание поведения, описание его динамики и его объяснение соответственно), а также трудностями учета вклада отдельных методов изменения поведения и особенностей
Работа выполнена в рамках реализации национального проекта "Формирование системы инновационного образования в МГУ им. М.В.Ломоносова" (2006-2007 гг.). В издании представлены инновационные образовательные программы подготовки магистров по ряду актуальных направлений психологической науки и практики, разработанные с позиций культурно-исторического системно-деятельностного подхода; описаны цели обучения, системы компетенций, предполагаемые сферы деятельности, а также содержания некоторых программ инновационных учебных курсов, спецкурсов и спецпрактикумов. Для работников высшей школы, научно-исследовательских институтов, занимающихся проблемами инновационных подходов в подготовке кадров.
Статья посвящена изучению составляющих психологической безопасности. Представлены объективные характеристики и условия психологической без-опасности организации, выделены факторы психологической безопасности на индивидуальном и внутриорганизационном уровне, субъективные характеристики и группы работников, также требующих психологического сопровождения. В работе представлены результаты обследования педагогов, менедже-ров образования, психологов и социальных работников, их оценки организационной среды и личных целей деятельности.
В сборнике представлены статьи специалистов в сфере охраны психического здоровья по различным академическим дисциплинам, включая общую медицину, психиатрию, психотерапию, психологию, социологию, педагогику, юриспруденцию, экономику, спорт, по материалам Конгресса «Психическое здоровье человека XXI века», который состоялся 7–8 октября 2016 г. в Москве. Сборник предназначен для исследователей и практиков, работающих в сфере охраны психического здоровья.
V Международный Конгресс «Молодое поколение ХХI века: актуальные проблемы социально-психологического здоровья», 24-27 сентября 2013 г.
Психическое нездоровье оказывает влияние практически на все аспекты жизнедеятельности индивида. Уровень психического здоровья оказывает воздействие на физическое здоровье, производительность труда, уровень образования индивида, уровень криминогенности в стране или регионе, потребление табака, алкоголя, а также на активность занятий спортом. Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) определяет психическое здоровье как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней.
В статье анализируется влияние дистракторов на эффективность решения задач на внимание. Демонстрируется, какие эффекты – отрицательные (эффекты интерференции), отрицательные (эффекты избыточности) или нейтральные (нулевые эффекты) – могут оказывать дистракторы. Эффекты дистрактора, описанные в литературе, классифицируются в соответствии с гипотетическим источником. Также вводится общее правило теории. Оно включает в себя формальное предсказание конкретного эффекта дистрактора на основе мер энтропии и избыточности из математической теории связи (Shannon, 1948). В качестве гипотетических механизмов, лежащих в основе эффектов дистрактора, рассматриваются одно- и двухпроцессные модели. Также в работе для формализации и простой визуализации экспериментальных данных, связанных с эффектами дистрактора, вводятся профили дистрактора (ПД). Обсуждаются типичные формы ПД и их интерпретация с примерами из трех широко цитируемых экспериментов. Наконец, в статье вводится иерархическая гипотеза, предполагающая уровневые модулирующие взаимодействия между эффектами дистрактора разных классов.
В статье рассматривается понятие образа мира, уровни совладающего поведения личности, влияние образа мира на совладание молодых верующих людей, дается типология личности в зависимости от степени религиозности и особенностей влияния типов образа мира на формирование копинг-стратегий человека.
Книга посвящена крайне актуальной теме – психотерапии супружеских пар. Современный брак уже несколько десятилетий находится в кризисе: семьи распадаются, все больше людей вообще не создают семьи. В тоже время люди отнюдь не утратили потребность быть в паре и все таке испытывают дискомфорт от одиночества. Описаны современный подходы к психотерапии пар, представлена их типология. Приведены техники психолгической помощи супржеским парам, затронуты вопросы психотерапии развода, работы с семьями, страдающими от алкоголизма своих членов, проблемы изменения климата после рождения ребенка…
Тема статьи - описание опыта исследования факторов социального благополучия образовательных мигрантов, измеренного c помощью психологической шкалы субъективного благополучия (А. Перруд-Баду, Г. А. Мендельсон, Ж. Шиш, 1988), которая ранее была адаптирована для русского языка М.В. Соколовой. Проводится статистический анализ надежности применяемого теста. Выявляются тенденции в характере соотношения между условиями адаптации и её успешностью, описываются возможные механизмы формирования субъективного благополучия студентов-мигрантов, проживающих в общежитиях. Отдельное внимание уделено маятниковой миграции как фактору адаптации.
Сборник материалов международного форума по социально-культурной анимации, включающий в т.ч. современные проблемы высшего образования в различных странах.
Представлены научные статьи, посвященные актуальным проблемам современной психологии личности и социального взаимодействия. При широком тематическом разнообразии их объединяет методологическая идея личности как субъекта, реализующегося в контексте учебной и профессиональной деятельности и межличностного взаимодействия. Адресуется профессиональным психологам – исследователям, преподавателям, практикам, а также студентам, магистрантам и аспирантам психологических специальностей. Может быть рекомендован специалистам философского и социогуманитарного профиля, а также всем читателям, интересующимся проблемой личности.
Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.
Представлены результаты кросскультурного исследования взаимосвязи социального капитала и экономических представлений у русских (N=150) и китайцев (N=105). Выявлены различия в социальном капитале и экономических представлениях русских и китайцев. В обеих группах социальный капитал позитивно взаимосвязан с «продуктивными» экономическими представлениями и большинство взаимосвязей схожи по своей логике, однако существуют и культурная специфика.
Человечество переживает смену культурно-исторических эпох, что связано с превращением сетевых медиа в ведущее средство коммуникации. Следствием «дигитального раскола» оказываются изменения в социальных разделениях: наряду с традиционным «имущие и неимущие» возникает противостояние «онлайновые (подключенные) versus офлайновые (неподключенные)». В этих условиях теряют значение традиционные межпоколенческие различия, решающим оказывается принадлежность к той или иной информационной культуре, на основе которой формируются медиапоколения. В работе анализируются многообразные последствия осетевления: когнитивные, возникающие при использования «умных» вещей с дружественным интерфейсом, психологические, порождающие сетевой индивидуализм и нарастающую приватизацию общения, социальные, воплощающие «парадокс пустой публичной сферы». Показана роль компьютерных игр как «заместителей» традиционной социализации и образования, рассматриваются превратности знания, теряющего свое значение. В условиях избытка информации самым дефицитным на сегодня человеческим ресурсом оказывается человеческое внимание. Поэтому новые принципы ведения бизнеса можно определить как менеджмент внимания.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010–2012 гг.