Статья
State-dependent effects of transcranial oscillatory currents on the motor system: what you think matters.
В сборнике представлены работы, выполненные в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 – 2013 годы. Раскрывается широкий спектр проблем, связанных с различными этическими вопросами организационной, профессиональной и межличностной коммуникации.
Представлены результаты кросс-культурного исследования имплицитных теорий инновативности у студентов и учителей, представителей трех этнокультурных групп: русские, народы Северного Кавказа (чеченцы и ингуши) и тувинцы (N=804). Выявлены межгрупповые различия в имплицитных теориях инновативности: у русских респондентов и у студентов более выражены индивидуальные теории инновативности, у респондентов из Северного Кавказа, Тувы и учителей более выражены социальные теории инновативности. С помощью моделирования структурными уравнениями построена культурно-универсальная модель влияния ценностей на имплицитные теории инновативности и на установки по отношению к инновациям. Ценности Открытости изменениям и индивидуальные теории инновативности способствуют позитивному отношению к инновациям. Результаты исследования показали, что имплицитные теории инновативности различаются в разных культурах, а ценности оказывают разное влияние на отношение к инновациям и опыт инновативной деятельности в разных культурах.
Транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС) является современным методом неинвазивного исследования мозга человека. При ТМС магнитное поле индуцирует в ткани мозга переменное электрическое поле, максимум напряженности которого может быть локализован на участке размером менее 1 см. Появление приборов для ТМС, совмещённых с МРТ-навигацией, открыло широкие перспективы использования ТМС для целей картирования коры. В настоящее время предхирургическое ТМС картирование двигательных и речевых зон получает все большее распространение и становится рутинной клинической процедурой. В то же время использование ТМС картирования для целей динамической оценки коры до сих пор не получило широкого распространения. Одной из главных причин этого является отсутствие единой методологии оценки ТМС карт. В работе представлен разработанный нами программный продукт для количественного анализа результатов двигательного ТМС картирования (бесплатная версия доступна на сайте http://tmsmap.ru/). Программа позволяет количественно оценивать как стандартные параметры ТМС-картирования двигательной коры, так и дополнительные параметры, такие как профиль корковых репрезентаций мышц с учетом плотности распределения вызванных моторных ответов, степень наложения корковых репрезентаций и другие задаваемые пользователем параметры. Входящие данные для программы включают координаты положения катушки, параметры ответа в каждой точке и индивидуальное структурное МРТ.
We here investigate whether the well-known laterality of spoken language to the dominant left hemisphere could be explained by the learning of sensorimotor links between a word's articulatory program and its corresponding sound structure. Human-specific asymmetry of acoustic-articulatory connectivity is evident structurally, at the neuroanatomical level, in the arcuate fascicle, which connects superior-temporal and frontal cortices and is more developed in the left hemisphere. Because these left-lateralised fronto-temporal fibres provide a substrate for auditory-motor associations, we hypothesised that learning of acoustic-articulatory coincidences produces laterality, whereas perceptual learning does not. Twenty subjects studied a large (n=48) set of novel meaningless syllable combinations, pseudowords, in a perceptual learning condition, where they carefully listened to repeatedly presented novel items, and, crucially, in an articulatory learning condition, where each item had to be repeated immediately, so that articulatory and auditory speech-evoked cortical activations coincided. In the 14 subjects who successfully passed the learning routine and could recognize the learnt items reliably, both perceptual and articulatory learning were found to lead to an increase of pseudoword-elicited event-related potentials (ERPs), thus reflecting the formation of new memory circuits. Importantly, after articulatory learning, pseudoword-elicited ERPs were more strongly left-lateralised than after perceptual learning. Source localisation confirmed that perceptual learning led to increased activation in superior-temporal cortex bilaterally, whereas items learnt in the articulatory condition activated bilateral superior-temporal auditory in combination with left-pre-central motor areas. These results support a new explanation of the laterality of spoken language based on the neuroanatomy of sensorimotor links and Hebbian learning principles.
Предхирургическое картирование моторных зон коры с помощью навигационной транскраниальной магнитной стимуляции (нТМС) является на настоящий момент достаточно распространенным клиническим подходом. В данной работе мы исследовали стабильность различных параметров нТМС корковых репрезентаций нескольких мышц руки, включая такие новые параметры как 3D профили ТМС карт и их наложение. Представлены результаты пилотного исследования четырех здоровых добровольцев (19 – 33 года). Исследование включало две повторные ТМС сессии левой двигательной коры, проведенные с разницей в 5-10 дней (День1 и День2). Анализ проводился с использованием разработанной программы TMSmap (http://tmsmap.ru/). Для количественной оценки 3D профилей использовалась метрика Вассерштейна (earth mover's distance). Предварительные результаты для четырех добровольцев показали большую стабильность стандартных показателей карт при пяти повторениях стимуляции каждой точки по сравнению с единичной стимуляцией. Так, разница площадей корковых репрезентаций для сессий первого и второго дня составила 14.5-30.4% в случае единичного повторения и 3.9-11.2% в случае пяти повторений. Относительно 3D профилей корковых репрезентаций большая схожесть карт День1-День2 (меньшее значение EMD) было показано для репрезентаций одной и той же мышцы и их наложений по сравнению с корковыми картами различных мышц. Полученные результаты подчеркивают важность использования дополнительных параметров для оценки стабильности двигательных ТМС карт.
Программа предназначена для анализа результатов картирования мозга с помощью транскраниальной магнитной стимуляции (ТМС) в нейробиологии, нейрохирургии и нейрореабилитации. Для картирования используются любые показатели ТМС. ТМС-карты строятся на пространственной модели мозга по данным магнитно-резонансной томографии с учетом положения стимулирующей катушки и/или максимума электрического поля от навигационной системы. При моторном картировании оцениваются как стандартные, так и дополнительные параметры ТМС-карт: площадь, форма и профиль зоны корковой репрезентации мышц с учетом вызванных моторных ответов в каждой точке стимуляции, характеристики наложения нескольких корковых репрезентаций.
Изучение использования возможностей Интернета и компьютера студентами проводится в разных странах. Поднимая вопрос о взаимодействии информационной среды и национальной культуры, в статье рассматриваются особенности применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) студентами России. В работе представлены результаты анализа данных собранных в ходе проекта «Кросс-культурное исследование процесса становления новой образовательной культуры в России и Германии» в 2008-2009 гг. (выборка в 825 студентов из 18 университетов России). Обсуждаются особенности использования российскими студентами Интернета, в том числе проблема плагиата, доступность различных технологий в университете, привлекательность категорий использования компьютера и Интернета, гендерная специфика использования информационно-коммуникационных технологий.
Представлены материалы первой международной научно-практической конференции, отражающие современное состояние инновационной деятельности в образовании, науке, промышленности и социально-экономической сфере с позиций внедрения новейших информационных технологий.
Представляет интерес для широкого круга научных работников, преподавателей, аспирантов, студентов и специалистов в области инноватики и современных информационных технологий.