Статья
Как завоевывается рынок: распространение новых организационных форм в российской розничной торговле
C точки зрения экологического подхода в теории организаций анализируется развитие новых организационных форм на современном российском рынке на примере продовольственного сектора розничной торговли. Доказывается, что распространение современных торговых форматов происходит волнообразно, двигаясь от премиальных к массовым сегмен- там потребительского рынка. Причем по мере завершения первой волны рынок вновь осваивается «сверху вниз», но при этом возрастает степень специализации и четкости позиционирования этих форматов в отношении целевых потребительских групп.
Исследование территориальных стратегий компаний позволяет уточнить логику выбора предпринимателями территорий для инвестирования благодаря исключению из анализа офшорного капитала, рассмотреть различия в региональных стратегиях компаний разных отраслей, выявить предпочтения в выборе компанией территорий для разных видов своей деятельности, оценить привлекательность для иностранных инвесторов не только регионов, но и разных типов населенных пунктов (все эти задачи невозможно решить на основе статистических данных). Анализируется размещение региональных подразделений разных типов (производственных, логистических, сбытовых, исследовательских, управленческих) 50 крупнейших иностранных компаний, работающих в России (рейтинга «Forbes»). Подтверждается соответствие этого размещения сложившимся теоретическим представлениям о территориальных стратегиях компаний, в т.ч. о значимости ключевых экономических центров, иерархически-волновой диффузии, эффекта соседства. Показываются различия в привлечении инвестиций в разные типы городов (включая повышенную роль городов-миллионников в формировании центров дистрибуции компаний и их научно-исследовательских подразделений, небольших городов в привлечении промышленных предприятий, вторых-третьих городов регионов в развитии розничной торговли), в широте географии деятельности компаний разных отраслей (включая наличие минимальных территориальных барьеров в пищевой промышленности и монобрендовой розничной торговле, прежде всего автомобилями), значимость близости Москвы. Выделяются субъекты РФ с максимальной степенью распространения иностранных компаний.
В статье представлен анализ стратегий крупнейших торговых розничных сетей, которые уже работают в России, либо планируют выходить на российский рынок.
Современное социологическое осмысление социальных отношений требует включения в анализ материальных объектов, поскольку они играют все более важную роль в конструировании социальных порядков. Вопрос заключается в том, каковы отношения между человеческими и нечеловеческими объектами? В рамках акторно-сетевой теории они рассматриваются как симметричные, в то время как с позиций социального конструирования технологий первенство отводится социальным группам. В данной статье обсуждаются вопросы о роли материальных объектов в оформлении торговых практик и покупательского поведения на примере оборудования, устанавливаемого в магазинах с целью предотвращения воровства. В борьбе с воровством ретейлеры делегируют функцию охраны противокражным технологиям, однако их повсеместное внедрение порождает конфликтные ситуации между различными группами, вступающими во взаимодействие (ретейлерами, поставщиками и потребителями), что в свою очередь приводит к трансформации социальных значений, изначально приписываемых технологиям. Эмпирические данные получены в ходе количественных и качественных исследований розничной торговли, проводимых Лабораторией экономико-социологических исследований НИУ ВШЭ в 2006–2010 гг.
Центр конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представляет информационно-аналитический бюллетень «Деловой климат в России» во II квартале 2010 года, подготовленный в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ на основе конъюнктурных опросов руководителей организаций промышленного производства, строительства, розничной и оптовой торговли, проводимых Федеральной службой государственной статистики в режиме мониторинга.
Конъюнктурные обследования направлены на оперативное получение от предпринимателей в дополнение к официальным статистическим данным краткосрочных качественных оценок состояния бизнеса и основных тенденций его динамики, особенностей функционирования хозяйствующих субъектов, их намерений, сложившегося делового климата, а также важнейших факторов, лимитирующих их деятельность.
Программы обследований сопоставимы с международными стандартами и базируются на Европейской Системе обследований деловых тенденций.
Центр конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представляет информационно-аналитический бюллетень «Деловой климат в России» в III квартале 2010 года, подготовленный в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ на основе конъюнктурных опросов руководителей организаций промышленного производства, строительства, розничной и оптовой торговли, сферы услуг, проводимых Федеральной службой государственной статистики в режиме мониторинга.
Конъюнктурные обследования направлены на оперативное получение от предпринимателей в дополнение к официальным статистическим данным краткосрочных качественных оценок состояния бизнеса и основных тенденций его динамики, особенностей функционирования хозяйствующих субъектов, их намерений, сложившегося делового климата, а также важнейших факторов, лимитирующих их деятельность.
Программы обследований сопоставимы с международными стандартами и базируются на Европейской Системе обследований деловых тенденций.
Центр конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представляет информационно-аналитический бюллетень «Деловой климат в России» в I квартале 2010 года, подготовленный в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ на основе конъюнктурных опросов руководителей организаций промышленного производства, строительства, розничной и оптовой торговли, проводимых Федеральной службой государственной статистики в режиме мониторинга.
Конъюнктурные обследования направлены на оперативное получение от предпринимателей в дополнение к официальным статистическим данным краткосрочных качественных оценок состояния бизнеса и основных тенденций его динамики, особенностей функционирования хозяйствующих субъектов, их намерений, сложившегося делового климата, а также важнейших факторов, лимитирующих их деятельность.
Программы обследований сопоставимы с международными стандартами и базируются на Европейской Системе обследований деловых тенденций.
«Цивилизованная розница» в России в последние годы развивается весьма быстрыми темпами. Стремительно увеличиваются объёмы продаж, географическое присутствие, количество магазинов, растёт привлекательность отрасли для отечественных и зарубежных инвесторов. Однако пока рано впадать в эйфорию. Ведь настоящая конкурентная борьба с западными «пришельцами» ещё впереди. Между тем, отечественная розница испытывает ряд серьёзных проблем уже сейчас. Некоторые из них являются следствием несогласованности действий организационных подразделений розничных операторов, участвующих в обеспечении товародвижения, отсутствия должного уровня межфункциональной логистической координации. В настоящей статье исследуется одна из возможных причин подобного положения дел – нечёткость стратегического позиционирования предприятий розничной торговли, отсутствие ясно осознаваемых целей деятельности, соответствующих тому или иному торговому формату. Автор предлагает дополнения к официальной классификации розничных предприятий, рассматривая такие признаки, как «подход, лежащий в основе конкурентной стратегии» и «наличие и формы интеграции».
В течение 1998-2010 Национальный исследовательский университет – Высшая школа экономики (Москва) занимался исследованием деятельности большинства операторов лизингового рынка России, включая все крупнейшие из них. Результаты очередного ежегодного анализа показывают, что 2010 год был успешным для лизингового бизнеса. По данным Leaseurope и автора Россия занимает 5-е место в Европе после Германии, Великобритании, Италии, Франции. На практике многим российским лизингодателям удалось не только скопировать, но и успешно адаптировать опыт стран с развитыми лизинговыми отношениями. Несмотря на рост объемов нового бизнеса необходимо учитывать качество лизингового портфеля. Оказалось, что он немного лучше по сравнению с предыдущим годом. Анализ показал, что стоимость фондирования лизинговых операций зависит от целого ряда факторов, включая: финансовую независимость лизинговых компаний; риски, связанные с продажей лизингового продукта; безопасность сделки; условия амортизация арендованного имущества, условий кредитных договоров и лизинговых контрактов; валюты лизинговой сделки; места заимствования - на национальном или на международном рынке капитала; схем проведения лизинговые операции, и т.д. С каждым годом увеличивается число российских лизинговых компаний, которые могут получить финансирование непосредственно из иностранных банков. Растет объем кредитных операций с участием национальных учреждений для страхования экспортно-импортных операций, например, из Германии, Австрии, Италии, Нидерландов, США и других стран. Исследована секьюритизация лизинговых активов, которая проводится на стыке четырех финансовых инструментов – кредитование, лизинг, факторинг, эмиссии ценных бумаг. Этот инновационный механизм, требующий тонкой научной настройки и практической апробации, достигает замечательных экономических показателей обновления, модернизации и переоснащения предприятий. Автор разработал систему ценообразования секьюритизации лизинговых активов, которая возможна через набор неравенств, учитывающих баланс интересов участников. В статье также исследованы концентрации лизингового рынка, его региональных и отраслевых структур.