Козлова Мария Андреевна
- Главный научный сотрудник, Ведущий научный сотрудник:Международная лаборатория исследований социальной интеграции
- Профессор:Факультет социальных наук / Департамент социологии / Кафедра общей социологии
- Начала работать в НИУ ВШЭ в 2006 году.
- Научно-педагогический стаж: 19 лет.
Образование, учёные степени
- 2023Доктор социологических наук: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
- 2004Кандидат исторических наук: Институт этнологии и антропологии РАН, специальность 07.00.07 «Этнография, этнология, антропология», тема диссертации: Взаимосвязь этнической идентичности, толерантности и личностной зрелости (на примере молодежных групп обских угров и русских)
- 1999
Специалитет: Пермский государственный педагогический университет, факультет: психологии, специальность «Психология», квалификация «Психолог»
Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки
Повышение квалификации по программе международного семинара «Культура и психологические процессы: Передовые рубежи исследований» Москва, НИУ-ВШЭ, 2011 год.
Повышение квалификации по программе семинара «Психология межкультурного взаимодействия и аккультурации» Москва, НИУ-ВШЭ, 2012 год.
Программа ЦПК НИУ ВШЭ Английский язык. Углубленное изучение General English, направленное на развитие академических навыков, уровень Intermediate - 2014 г.
Программа ДПО НИУ ВШЭ Количественный анализ социальных данных на основе SPSS и R - 2017 г.
Программа ДПО НИУ ВШЭ Методология биографического исследования - 2018 г.
Достижения и поощрения
- Благодарственное письмо проректора НИУ ВШЭ (ноябрь 2021)
- Благодарность Департамента социологии НИУ ВШЭ (февраль 2021)
- Медаль "Признание - 10 лет успешной работы" НИУ ВШЭ (январь 2020)
- Персональная надбавка ректора (2009-2010)
Надбавка за академическую работу (2020-2021, 2017-2018, 2016-2017, 2015-2016, 2014-2015, 2013-2014, 2012-2013, 2011-2012, 2010-2011, 2008-2009, 2007-2008)
Надбавка за защиту докторской диссертации (2023-2026)
Надбавка за публикацию в журнале из Списка B (2023-2024)
Надбавка за публикацию в журнале из Списка А (и приравненном к нему научном издании) (2024-2025)
Надбавка за публикацию в международном рецензируемом научном издании (2022-2023, 2021-2022)
Группа высокого профессионального потенциала (кадровый резерв НИУ ВШЭ)
Категория "Будущие профессора" (2007-2008)
Учебные курсы (2024/2025 уч. год)
- Научно-исследовательский семинар "Социология публичной сферы и социальных коммуникаций" (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Разнообразие, равенство и инклюзия: социальные теории и прикладные проекты (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 4-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Семинар наставника "Социология публичной сферы и социальных коммуникаций" (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 1-3 модуль)Рус
- Семинар наставника "Социология публичной сферы и социальных коммуникаций" (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2023/2024 уч. год)
- Научно-исследовательский семинар "Социология публичной сферы и социальных коммуникаций" (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Психология воздействия в сфере социальных коммуникаций (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 3 модуль)Рус
- Психология воздействия в сфере социальных коммуникаций (Маго-лего; 3 модуль)Рус
- Разнообразие, равенство и инклюзия: социальные теории и прикладные проекты (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 4-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Разнообразное общество: потенциал инклюзии на разных уровнях социального устройства (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 2 модуль)Рус
- Разнообразное общество: потенциал инклюзии на разных уровнях социального устройства (Маго-лего; 2 модуль)Рус
- Семинар наставника "Социология публичной сферы и социальных коммуникаций" (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Семинар наставника "Социология публичной сферы и социальных коммуникаций" (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 1-3 модуль)Рус
- Социологические исследования в академии и индустрии: первые шаги в профессии (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 3 модуль)Рус
Учебные курсы (2022/2023 уч. год)
- Научно-исследовательский семинар "Социология публичной сферы и социальных коммуникаций" (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Психология воздействия в сфере социальных коммуникаций (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 3 модуль)Рус
- Психология воздействия в сфере социальных коммуникаций (Маго-лего; 3 модуль)Рус
- Психология воздействия в сфере социальных коммуникаций (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 1 модуль)Рус
- Семинар наставника "Социология публичной сферы и социальных коммуникаций" (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 1, 3, 4 модуль)Рус
- Этносоциальные процессы в глобальном мире (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 4-й курс, 1, 2 модуль)Рус
Учебные курсы (2021/2022 уч. год)
- Научно-исследовательский семинар "Социология публичной сферы и социальных коммуникаций" (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Психология воздействия в сфере социальных коммуникаций (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 1 модуль)Рус
- Психология воздействия в сфере социальных коммуникаций (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 3 модуль)Рус
- Социология (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Этносоциальные процессы в глобальном мире (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 4-й курс, 1, 2 модуль)Рус
Учебные курсы (2020/2021 уч. год)
- Культура современных обществ: социологический анализ (Майнор; где читается: Факультет социальных наук; 1, 2 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар "Социология публичной сферы и социальных коммуникаций" (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Профориентационный семинар (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 1-3 модуль)Рус
- Психология воздействия в сфере социальных коммуникаций (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 3 модуль)Рус
- Этносоциальные процессы в глобальном мире (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 4-й курс, 1, 2 модуль)Рус
Гранты
РГНФ/РФФИ
Организация и развитие российского образования за рубежом: учебники для начального обучения 1920-х – 1940-х годов. 2017-19 гг. Исполнитель
Конференции
- 2021Учебник как модель мира и общества (Москва). Доклад: Межгрупповые отношения в скрытом учебном плане: анализ контента учебных книг для детей мигрантов
- 2020St. Petersburg International Conference on Inequality and Diversity (IDC) (St.Petersburg). Доклад: Образовательная инклюзия детей мигрантов в дискурсе и практиках учителей российских школ
- 2018XIX Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества (Москва). Доклад: Variety of social cohesion forms in Russian society: an experience in application of the qualimetric approach
- Всероссийская научная конференция с международным участием «Современные проблемы биологии человека», посвящённая памяти Заслуженного профессора МГУ Е.Н. Хрисанфовой (Москва). Доклад: Гормональные показатели хронической тревоги и стресса в группах с разным уровнем модернизированности
- 20174th International Research Conference. Culture in society, between groups and across generations. International Laboratory for Socio-Cultural Research (HSE). (Москва). Доклад: Representation Of The Vulnerable Groups In The Secondary Schools' Textbooks
- 9th European IACCP Conference (Варшава). Доклад: Social and personal identity and work ethics in the context of post-soviet socio-economic transformations
- 9th European IACCP Conference (Варшава). Доклад: Moral emotions as a mechanism of social cohesion: the case of volunteers from Russia to Eastern Ukraine
- XII Конгресс этнографов и антропологов России (Ижевск). Доклад: «Стигма расы»: стратегии совладания мигрантов из республик Северного Кавказа в Москве
- 2016The ISA 3rd Forum of Sociology (10 - 14 July 2016) The Futures We want: Global Sociology and the Struggles for a Better World. Доклад: Moral Emotions and the New Work Ethic Among the Rural Population of Modern Russia: Alienation As a Strategy of Adaptation in Callenging Socio-Economic Conditions
- The ISA 3rd Forum of Sociology (10 - 14 July 2016) The Futures We want: Global Sociology and the Struggles for a Better World. Доклад: Moral Emotions and the New Work Ethic Among the Rural Population of Modern Russia: Alienation As a Strategy of Adaptation in Callenging Socio-Economic Conditions
- 2015Ценности и нормы в потоке времени. VI Международная научная конференция (Курган). Доклад: Конструирование морального порядка и воспроизводство моделей управления многообразием в школьных учебниках обществознания
- XI Конгресс этнографов и антропологов России "Контакты и взаимодействие культур" (Екатеринбург). Доклад: Мигрантофобия: "моральные" интерпретации (на примере оценки миграции с Северного Кавказа населением г.Москвы)
- XI Конгресс этнографов и антропологов России "Контакты и взаимодействие культур" (Екатеринбург). Доклад: Репрезентация представителей этнических меньшинств в школьных учебниках (на примере советских и постсоветских учебников для начальной школы)
Международная научная конференция "Забота о себе в педагогике, социологии и психологии: история и современность" (Москва). Доклад: Забота о себе и о Другом как моральная установка: междисциплинарный подход
- 2014Международная научная конференция «Начальное учение детемъ: роль книги для начального обучения в истории образования и культуры» (Москва). Доклад: «Диалог культур» в монологе доминирующей группы: образы этнических меньшинств в советских и постсоветских учебниках
- Всероссийская научная конференция "Социология и естествознание: междисциплинарные подходы к изучению социальной реальности" (Москва). Доклад: Моральные основания и механизмы социальной сплоченности
- 19th Congress of the European anthropological association (Москва). Доклад: Influence of adaprive pressing on anxiety parameters and cortisol level in students fom Moscow and other cities of Russia
- 2013XI Ежегодная конференция Сообщества профессиональных социологов. Поле социологии в России и мире: кризис, критика, изменения (Москва). Доклад: Социокультурные ориентиры моральной социализации: трансформации в постсоветский период
- Философия человека. Научный симпозиум, посвященный памяти философа и психолога Г.В.Иванченко (Таганрог). Доклад: Общественная мораль в личных целях: межпоколенческий анализ моральных ориентаций
- IV Всероссийская научно-практическая конференция «Практическая этнопсихология: актуальные проблемы и перспективы развития». Доклад: "Свои" и "чужие": стратегии и механизмы конструирования образов ингруппы и аутгруппы в советских и постсоветских учебниках для начальной школы
- 2011X Ежегодная конференция Сообщества профессиональных социологов "Социальное знание в условиях модернизации: экспертные сообщества и междисциплинарный синтез" (Москва). Доклад: КУЛЬТУРА – МОРАЛЬ – ПОВСЕДНЕВНЫЕ ПРАКТИКИ: ПОПЫТКА ПОСТРОЕНИЯ МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
- 2010Ежегодная конференция Сообщества профессиональных социологов "Социология в мире коммуникаций: инновационные подходы" (Москва). Доклад: Меняющиеся культуры. В поисках себя и счастья
- 2008IX Международная научная конференция «Модернизация экономики и глобализация» (Москва). Доклад: Индивидуальная модернизация: цели, средства, значение
20248
- Глава книги Kozlova M. A., Mikheev I. S., Tkachenko N., Khukhlaev O. Educational Inclusion of Children in Migration, in: Inclusive education in the Russian Federation: Scoping International and Local Relevance / Ed. by M. M. Tsediso, M. A. Kozlova, E. R. Iarskaia-Smirnova. Springer, 2024. doi P. 191-207. doi
- Глава книги Tatiana Vlasova, Kozlov A., Kozlova M. A. Educational Inclusion of Indigenous Students in the Russian Federation, in: Inclusive education in the Russian Federation: Scoping International and Local Relevance / Ed. by M. M. Tsediso, M. A. Kozlova, E. R. Iarskaia-Smirnova. Springer, 2024. doi
- Статья Kozlova M. A., Ryabichenko T. Inclusive education in schools in Russia and Kazakhstan: Attitudes and well-being of teachers as related factors in the formation of an inclusive environment // Children and Youth Services Review. 2024. Vol. 163. Article 107785. doi
- Книга Ajsmontas B., Alekhina S., Aleksandrova L., Anchikov K., Bolshakov N., Cherviakova A. A., Iarskaia-Smirnova E. R., Kersha Y., Khalina N., Kosaretsky S., Kozlova M. A., Mertsalova T., Mikheev I. S., Pishnyak A., Prisyazhniuk D., Sinyavskaya O., Vlasova T., Zaichenko N. A. Inclusive education in the Russian Federation: Scoping International and Local Relevance / Ed. by M. M. Tsediso, M. A. Kozlova, E. R. Iarskaia-Smirnova. Springer, 2024. doi
- Статья Maria Kozlova, Mikheev I. S., Alfiya Lyapina. Reintegration of Russian children returned from war zones in the Middle East: Directions, actors, barriers // Children and Youth Services Review. 2024. Vol. 156. Article 107322. doi
- Глава книги Alekhina S., Kozlova M. A. Teacher Training and Professional Development for Inclusion in Russia, in: Inclusive education in the Russian Federation: Scoping International and Local Relevance / Ed. by M. M. Tsediso, M. A. Kozlova, E. R. Iarskaia-Smirnova. Springer, 2024. doi Ch. 9. P. 169-188. doi
- Глава книги Kozlova M. A. Textbooks as Tools for Inclusion or Exclusion: Representation of Socially Vulnerable Groups in Secondary School Textbooks, in: Inclusive education in the Russian Federation: Scoping International and Local Relevance / Ed. by M. M. Tsediso, M. A. Kozlova, E. R. Iarskaia-Smirnova. Springer, 2024. doi
- Статья Козлова М. А., Симонова О. А., Мадфес О. Н. Социальные партнерства современной российской школы как инструменты формирования насыщенной образовательной среды и преодоления неравенства // Социологический журнал. 2024. Т. 30. № 1. С. 143-170. doi
20232
- Статья Kozlova M. A., Ryabichenko T. Multicultural Ideology in the Hidden Curriculum of Schoolbooks for Migrant Children // Europe-Asia Studies. 2023. Vol. 75. No. 2. P. 271-289. doi
- Статья Parfenova A., Maria Kozlova. The Regulatory Power of Social Expectations: Developing a Measurement Scale // International Journal of Sociology and Social Policy. 2023. Vol. 43. No. 5/6. P. 569-585. doi
20223
- Статья Козлова М. А., Козлов А. И., Корниенко Д. С. Инклюзия против стресса: высшее образование для представителей коренных народов России // Вестник Томского государственного университета. 2022. № 474. С. 144-152. doi
- Статья Козлова М. А. МОРАЛЬНЫЕ ОБОСНОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ (ЭТНО)КУЛЬТУРНЫМ РАЗНООБРАЗИЕМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ // Журнал исследований социальной политики. 2022. Т. 20. № 4. С. 591-606. doi
- Книга Потребности уязвимых социальных групп и доступность среды в Санкт-Петербурге, Ленинградской и Липецкой областях / Под общ. ред.: Е. Р. Ярская-Смирнова, Н. В. Большаков, Д. И. Присяжнюк, М. А. Козлова, Е. М. Долгова. М. : Форум Доноров, 2022.
20211
20202
- Статья Kozlova M. A. Searching for a Homeland in Foreign Lands. Integration Patterns in Host Societies Analysed on the Basis of Alphabet Book Content for Russian Schools in Limitrophe States in the First Third of the Twentieth Century // History of Education. 2020. Vol. 49. No. 5. P. 707-724. doi
- Статья Михеев И. С., Козлова М. А. Управление многообразием в эпоху транснационализма: перспективы и ограничения в образовательном пространстве. Кейс-стади // Журнал исследований социальной политики. 2020. Т. 18. № 4. С. 657-672. doi
20193
- Статья Козлова М. А. Межпоколенная трансмиссия паттернов группового сплочения в разных социокультурных контекстах: на примере букварей для детей русской эмиграции и Советской России // Мир России: Социология, этнология. 2019. Т. 28. № 1. С. 124-139. doi
- Статья Козлова М. А., Воронина Н. Д. Многообразие форм социальной сплоченности в российском обществе: опыт применения квалиметрического подхода // Вестник государственного университета "Дубна". Серия "Науки о человеке и обществе". 2019. № 2. С. 37-51. doi
- Глава книги Козлова М. А. Пространственно-временные координаты детства на страницах учебной книги: сравнительный анализ эмигрантских и советских букварей 1920-х годов // В кн.: ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА: ПОСТИЖЕНИЕ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ. СПб. : РГПУ им. А.И. Герцена, 2019. С. 324-335.
20187
- Глава книги Kozlova M. A., Simonova O. A. Identity and Work Ethic of Peasants in the Context of the Post-Soviet Socio-economic Transformation, in: Changing Values and Identities in Post-Communist World / Отв. ред.: N. Lebedeva.; Ed. by N. Lebedeva, R. Dimitrova, J. W. Berry. Switzerland : Springer, 2018. doi Ch. 23. P. 405-419. doi
- Статья Kozlova M. A. Schoolbook as an instrument of in-group cohesion and social integration: various strategies of intergenerational cultural transmission in the Latvian and the Polish primers and textbooks of Russian emigration in 1920s // History of Education and Children's Literature. 2018. Vol. XIII. No. 2. P. 31-47.
- Статья Kozlov A., Vershubsky G., Butovskaya M., Kozlova M. A., Fedenok J. Secular trends in height and pelvic size of Ob Ugrians (Khanty and Mansi) // Вестник Московского университета. Серия 23: Антропология. 2018. No. 3. P. 33-40. doi
- Статья Kozlov A., Vershubsky G., Butovskaya M., Fedenok J., Kozlova M. A. Secular trends in height and pelvic size of Ob Ugrians (Khanty and Mansi) // Вестник Московского университета. Серия 23: Антропология. 2018. Vol. 3. P. 33-40. doi
- Книга Воронина Н. Д., Козлова М. А. Квалиметрическое исследование сплоченности локальных сообществ: методические рекомендации и эмпирический опыт. М. : Литературное агентство "Университетская книга", 2018.
- Статья Козлова М. А., Симонова О. А., Воронина Н. Д. Портрет социальной сплоченности в селах центральной России: Переживание трансформаций и восприятие будущего // Социологические исследования. 2018. № 4. С. 103-111. doi
- Статья Козлова М. А. Школьная книга как инструмент адаптации и интеграции меньшинств: стратегии межпоколенной культурной трансмиссии в букварях русской эмиграции 1920–1930-х гг. // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. 2018. Т. IV. № 49. С. 88-103.
20177
- Книга Козлова М. А., Козлов А. И. Антропология. Учебник и практикум для вузов. М. : Юрайт, 2017.
- Статья Козлов А., Вершубская Г., Козлова М. А., Рыжаенков В. ВЛИЯНИЕ “ТРАДИЦИОННОГО” И “ВЕСТЕРНИЗИРОВАННОГО”РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОДУКТОВ “АРКТИЧЕСКОЙ КУХНИ” НА СТАТУС ПИТАНИЯ КОРЕННЫХ СЕВЕРЯН // Этнографическое обозрение. 2017. № 6. С. 146-154.
- Статья Козлов А. И., Вершубская Г. Г., Козлова М. А., Рыжаенков В. Г. Влияние “традиционного” и “вестернизированного”распределения продуктов “арктической кухни” на статус питания коренных северян // Этнографическое обозрение. 2017. № 6. С. 146-154.
- Глава книги Козлова М. А. Забота о себе в школьном учебнике: от телесных практик к социальному «Я» // В кн.: Мы все в заботе постоянной... Концепция заботы о себе в истории педагогики и культуры. Часть 3. По дороге с самим собой: сб. науч. трудов. М. : Университетская книга, Логос, 2017. С. 383-401.
- Статья Козлова М. А., Безрогов В., Пичугина В. К выходу в свет сборника научных трудов «Мы все в заботе постоянной…» // Высшее образование сегодня. 2017. № 9. С. 49-53.
- Статья Козлова М. А. МОРАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. 2017. № 46. С. 34-47.
- Книга Козлова М. А., Воронина Н. Д. СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ СПЛОЧЕННОСТИ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ: КВАЛИМЕТРИЧЕСКИЙ ПОДХОД. М. : ИД Университетская книга, 2017.
20167
- Статья Козлова М. А. «Стигма расы»: стратегии совладания мигрантов из республик Северного Кавказа в Москве // Журнал исследований социальной политики. 2016. Т. 14. № 3. С. 347-362.
- Книга Безрогов В., Витошнева А., Галиуллина Д., Гладнева С., Ерусалимский К., Закурдаев А., Илюха О., Кабашева О., Кальке Б., Кестере И., Козлова М. А., Лебедева Е., Лескинен М., Макаревич Г., Маркарова Т., Ромашина Е., Сальникова А., Чашухин А., Цапенко А., Цыцурина Г. ДОРОГОЙ ДРУГ! СОЦИАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ И НОРМЫ В УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 1900 –2000 ГОДОВ (ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ) / Науч. ред.: В. Г. Безрогов, Т. Маркарова, А. Цапенко. М. : Памятники исторической мысли, 2016.
- Статья Козлова М. А., Козлов А. И. Истоки морали, ориентированной на индивида и группу: социально-психологический и естественно-научный аспекты // Психологический журнал. 2016. Т. 37. № 3. С. 60-70.
- Статья Козлова М. А. Мораль заботы о себе в социологическом подходе к современности // Вестник государственного университета "Дубна". Серия "Науки о человеке и обществе". 2016. № 2. С. 13-20.
- Статья Козлова М. А., Симонова О. А. Моральные эмоции в ряду механизмов социального сплочения // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. 2016. Т. IV. № 4(43). С. 103-120. doi
- Статья Симонова О. А., Козлова М. А. Моральные эмоции и контуры новой трудовой этики сельских жителей в современной России: самоэффективность в условиях неблагополучия (на основе интервью с жителями Белгородской области). // Социологический ежегодник. 2016. С. 106-122.
- Книга Гофман А. Б., Симонова О. А., Козлова М. А., Кононенко Р. В., Ярская-Смирнова Е. Р., Присяжнюк Д. И., Садыков Р. А., Лазебная К. П., Покровский Н. Е., Андреев А. Н., Ярская-Смирнова В. Н., Николаева У. Г., Баранова А. А., Горяйнова А. Р. Практики сплоченности в современной России: Социокультурный анализ / Рук.: Н. Е. Покровский; под общ. ред.: Н. Е. Покровский, М. А. Козлова. М. : Университетская книга, 2016.
201515
- Статья Efendiev A., Sorokin P. S., Kozlova M. A. Changes in the Rural Life in Belgorod Region in 2000-2013: Consequences of Economic Transformations // Journal of Rural Development. 2015. Vol. 34. No. 4. P. 509-527.
- Статья Козлова М. А. «ГОСТИ СТОЛИЦЫ» В ГЛАЗАХ МОСКВИЧЕЙ: МОРАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОЦЕНОК МИГРАЦИИ // Журнал социологии и социальной антропологии. 2015. Т. XVIII. № 3(80). С. 110-122.
- Глава книги Козлова М. А., Кошелева Н. В. Забота внутри и за пределами границ Я. Концепции морали, направленной на себя и другого // В кн.: Мы все в заботе постоянной... Концепция заботы о себе в истории педагогики и культуры. Ч.2 Что-то ведет нас в глубь самих себя / Под общ. ред.: М. А. Козлова, В. Г. Безрогов. Т. 2: Что-то ведет нас в глубь самих себя. М. : Канон+, 2015. С. 184-195.
- Статья Козлова М. А., Кошелева Н. В. Забота о себе и о Другом как моральная установка // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 2015. Т. IV. № 3(38). С. 94-105.
- Статья Козлов А., Козлова М. А. Курение, стресс и кортизол: краткий обзор зарубежной литературы // Наркология. 2015. № 3 (159). С. 83-92.
- Статья Козлов А. И., Козлова М. А. Курение, стресс и кортизол: краткий обзор зарубежной литературы // Наркология. 2015. № 3. С. 83-91.
- Статья Козлова М. А. МОРОШАНУ Л., ФОКС ДЖ. «НЕТ ДЫМА БЕЗ ОГНЯ»: СТРАТЕГИИ ПРЕОДОЛЕНИЯ СТИГМАТИЗИРОВАННОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 11: Социология. 2015. № 3. С. 73-82.
- Глава книги Козлова М. А., Кононенко Р. В., Слободенюк Е. Д., Волкова Е. Д., Карпова Е. Ю., Николенко Я. В. Многообразие моральных ориентиров как основание типологии форм социальной сплоченности // В кн.: Социально-культурные практики сплоченности в современных обществах / Под общ. ред.: Н. Е. Покровский, М. А. Козлова; науч. ред.: Н. Е. Покровский, М. А. Козлова. М. : Университетская книга, 2015. Гл. 7. С. 156-197.
- Книга Мы все в заботе постоянной... Концепция заботы о себе в истории педагогики и культуры. Ч.1 Постоянство пребывания с собою. / Под общ. ред.: М. А. Козлова, В. Г. Безрогов. Т. 1: Постоянство пребывания с собою. М. : Канон+, 2015.
- Книга Мы все в заботе постоянной... Концепция заботы о себе в истории педагогики и культуры. Ч.2 Что-то ведет нас в глубь самих себя / Под общ. ред.: М. А. Козлова, В. Г. Безрогов. Т. 2: Что-то ведет нас в глубь самих себя. М. : Канон+, 2015.
- Статья Козлова М. А. ПФЕФФЕР Д. ИНТЕГРАЦИЯ ГРУПП // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 11: Социология. 2015. № 3. С. 66-73.
- Статья Козлова М. А. РУДОЛЬФ У., ЧАРАКШЬЮ Н. АТРИБУТИВНЫЙ АНАЛИЗ МОРАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ: НАИВНЫЙ УЧЕНЫЙ И ЖИТЕЙСКИЙ СУДЬЯ // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 11: Социология. 2015. № 2. С. 100-109.
- Глава книги Козлова М. А. Репрезентация заботы: социально уязвимые группы в учебниках для начальной и средней школы // В кн.: Мы все в заботе постоянной... Концепция заботы о себе в истории педагогики и культуры. Ч.2 Что-то ведет нас в глубь самих себя / Под общ. ред.: М. А. Козлова, В. Г. Безрогов. Т. 2: Что-то ведет нас в глубь самих себя. М. : Канон+, 2015. С. 384-399.
- Глава книги Козлова М. А., Маркина В. М., Рожкова О. А. Репрезентация сплоченности и инклюзии в публичном пространстве // В кн.: Социально-культурные практики сплоченности в современных обществах / Под общ. ред.: Н. Е. Покровский, М. А. Козлова; науч. ред.: Н. Е. Покровский, М. А. Козлова. М. : Университетская книга, 2015. С. 284-339.
- Книга Покровский Н. Е., Козлова М. А., Ярская-Смирнова Е. Р., Симонова О. А., Гофман А. Б. Социально-культурные практики сплоченности в современных обществах / Под общ. ред.: Н. Е. Покровский, М. А. Козлова; науч. ред.: Н. Е. Покровский, М. А. Козлова. М. : Университетская книга, 2015.
201414
- Глава книги Козлова М. А. "Диалог культур" в монологе доминирующей группы: образы этнических меньшинств в советских и постсоветских учебниках // В кн.: «Начало учения дѣтемъ»: роль книги для начального обучения в истории образования и культуры : Сб. ст. / Науч. ред.: В. Г. Безрогов, Т. Маркарова. Вып. 16. Канон+, 2014. С. 365-391.
- Статья Kozlova M. A., Kozlov A. Cortisol As a Marker of Stress / Пер. с рус. // Human Physiology. 2014. Vol. 40. No. 2. P. 123-136.
- Статья Kozlov A., Kozlova M. A. Cortisol As a Marker of Stress // Human Physiology. 2014. Vol. 40. No. 2. P. 224-236. doi
- Статья Kozlov A., Kozlova M. A. Cortisol As a Marker of Stress / Пер. с рус. // Human Physiology. 2014. Vol. 40. No. 2. P. 224-236. doi
- Статья Kozlova M. A. Morality for kids in cultural and historical measurements: patterns, translated by primary school textbooks and their transformation in the post-Soviet period // History of Education and Children's Literature. 2014. Vol. IX. No. 2. P. 163-184.
- Препринт Efendiev A., Sorokin P. S., Kozlova M. A. Transformations In The Rural Life In Russian Belgorod Region In 2000-2013 Through “Modernization” Theoretical Perspective: Increasing Material Well-Being, Growing Individualism And Persisting Pessimism / NRU Higher School of Economics. Series SOC "Sociology". 2014. No. WP BRP 56/SOC/2014 .
- Статья Козлова М. А. Деревня близкая и далекая: образ села в советских и постсоветских учебниках по чтению для начальной школы // Проблемы современного образования. 2014. № 4
- Статья Кошелева Н. В., Козлова М. А. Имплицитные концепции верующего и неверующего в структуре религиозной идентичности // Мир психологии. Научно-методический журнал. 2014. № 4. С. 272-283.
- Статья Козлова М. А. Категория «забота о себе»: проблемы интеграции в психологию морали // Психолого-педагогический поиск. 2014. № 3 (31). С. 152-163.
- Статья Козлова М. А., Козлов А. Кортизол как маркер стресса // Физиология человека (перевод). 2014. Т. 40. № 2. С. 123-136.
- Статья Козлов А. И., Козлова М. А. Кортизол как маркер стресса // Физиология человека. 2014. Т. 2. С. 123-136. doi
- Статья Козлова М. А. Культурные модели моральных суждений и оценок, транслируемые учебниками для начальной школы, и их трансформация в постсоветский период // Социологический ежегодник. 2014. С. 188-218.
- Статья Козлова М. А. Мораль как предиктор индивидуального поведения: перспективы интеграции персонологического и социально-психологического подходов // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. 2014. Т. 4. № 3 (34). С. 133-147.
- Статья Козлова М. А. Учебная книга как инструмент закрепления морального порядка и управления многообразием: употребление категории «народ/этнос» в учебниках «Природоведение» и «Окружающий мир» // Журнал исследований социальной политики. 2014. Т. 12. № 4. С. 583-598.
20137
- Глава книги Козлова М. А. "У мамы (?) под крылом": трансформация представлений о субъекте заботы в учебниках постсоветского периода // В кн.: "Картинки в моем букваре". Педагогическая семантика иллюстраций в учебнике для начальной школы. М. : [б.и.], 2013. С. 245 -258.
- Книга Козлова М.А., Козлов А., Вершубская Г., Шилов А. Здоровье коренного населения Севера РФ: на грани веков и культур / Науч. ред.: А. М. Белавин. Пермь : ОТ и ДО, 2013.
- Глава книги Козлова М. А. Использование фотографий в качестве иллюстративного материала в учебниках по курсу "Окружающий мир" // В кн.: "Картинки в моем букваре". Педагогическая семантика иллюстраций в учебнике для начальной школы. М. : [б.и.], 2013. С. 120-143.
- Глава книги Козлова М. А. Конфликт экономических и проэкологических ценностей: варианты разрешения в школьных учебниках и в сознании современных россиян // В кн.: Учебники детства. Из истории школьной книги VII - XXI веков Вып. 13. М. : РГГУ, 2013. С. 241-258.
- Статья Козлова М. А. Познание – покорение – уничтожение: ценностный компонент в преподавании естествознания в начальной школе в советский период // Проблемы современного образования. 2013. № 4. С. 104-120.
- Статья Козлова М. А. Пред лицом угрозы: факторы групповой сплоченности в учебной литературе советского периода // Отечественная и зарубежная педагогика. 2013. № 4 (13). С. 121-132.
- Глава книги Козлова М. А. С кем дружить и против кого. Конструирование образа "Своего" и "Чужого" в школьной учебной книге // В кн.: "Картинки в моем букваре". Педагогическая семантика иллюстраций в учебнике для начальной школы. М. : [б.и.], 2013. С. 287-299.
20125
- Статья Козлова М. А. «Что такое хорошо»: анализ моральных оснований, транслируемых учебниками для начальной школы советского и постсоветского периодов // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. 2012. Т. IV. № 4 (27). С. 25-51.
- Книга Козлов А., Козлова М. А., Вершубская Г., Шилов А. Здоровье коренного населения Севера РФ: на грани веков и культур / Науч. ред.: А. М. Белавин. Пермь : Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2012.
- Статья Козлова М. А. Конструирование моделей отношения к окружающей среде и установок природозащитного поведения в позднесоветских и постсоветских учебниках для начальной школы // Проблемы современного образования. 2012. № 5. С. 91-108.
- Глава книги Козлова М. А. Образы болезни и установки помощи больному в постсоветской учебной литературе для начальной школы // В кн.: Мировая словесность для детей и о детях / Науч. ред.: И. Г. Минералова. Вып. 17. М. : Московский педагогический государственный университет, 2012. С. 282-287.
- Статья Козлова М. А. Экологические и экономические ценности в иллюстративном материале учебников по курсу "Окружающий мир" для начальной школы // Отечественная и зарубежная педагогика. 2012. Т. 7. № 4. С. 118-145.
20113
- Книга "На фоне Пушкина воспитанное детство". Педагогика визуального в учебнике и на картине / Под общ. ред.: М. А. Козлова. Т. 8. М. : Азимут, 2011.
- Глава книги Козлова М. А. Будьте здоровы? Образы болезни, здоровья и здоровьесберегающего поведения в текстовом и иллюстративном материале учебников литературного чтения для начальной школы // В кн.: Конструируя детское. Филология. История. Антропология Вып. 9. М., СПб. : Азимут, 2011. С. 195-215.
- Статья Козлова М. А., Козлов А. И., Шилов А. Б. Эгалитаризм и стратификация в общинах коренных северян // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2011. № 1. С. 212-218.
20108
- Глава книги Козлова М. А. Кризис "традиционных" культур в психологическом и социальном измерениях // В кн.: От события к бытию. Грани творчества Галины Иванченко / Рук.: А. Ю. Чепуренко; сост.: М. А. Козлова. М. : Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2010. С. 403-424.
- Глава книги Шушанян Н. Р., Козлова М. А., Багдасарьян Н. Г. Личность и общество, человек в социуме, социальное в человеке // В кн.: Социология / Рук.: Н. Г. Багдасарьян. М. : Юрайт, 2010. С. 414-482.
- Глава книги Козлова М. А. На пороге выбора: об исследованиях профессионального, личностного, культурного самоопределения // В кн.: От события к бытию. Грани творчества Галины Иванченко / Рук.: А. Ю. Чепуренко; сост.: М. А. Козлова. М. : Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2010. С. 103-116.
- Книга От события к бытию. Грани творчества Галины Иванченко / Рук.: А. Ю. Чепуренко; сост.: М. А. Козлова. М. : Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2010.
- Глава книги Шушанян Н. Р., Козлова М. А. Социальная стратификация и социальная мобильность // В кн.: Социология / Рук.: Н. Г. Багдасарьян. М. : Юрайт, 2010. С. 101-122.
- Глава книги Шушанян Н. Р., Козлова М. А. Социальная структура: элементы структуры общества // В кн.: Социология / Рук.: Н. Г. Багдасарьян. М. : Юрайт, 2010. С. 58-88.
- Глава книги Козлова М. А., Багдасарьян Н. Г. Социокультурные изменения и общество будущего // В кн.: Социология / Рук.: Н. Г. Багдасарьян. М. : Юрайт, 2010. С. 502-578.
- Книга Шушанян Н. Р., Козлова М. А., Багдасарьян Н. Г. Социология / Рук.: Н. Г. Багдасарьян. М. : Юрайт, 2010.
20092
- Глава книги Козлова М. А. Индивидуальная модернизация: цели, средства, значение // В кн.: Модернизация экономики и глобализация: В 3 кн. Кн. 2 / Отв. ред.: Е. Г. Ясин. Кн. 2. М. : Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2009. С. 314-321.
- Книга М.А. Козлова, Н.Р. Шушанян СОЦИОЛОГИЯ 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата / Под общ. ред.: Н.Г. Багдасарьян. М. : Юрайт, 2009.
20083
- Статья Козлов А., Козлова М. А. Здоровье коренного населения Севера России: на грани веков и культур // Экологическое планирование и управление. 2008. № 3-4 (8-9). С. 58-69.
- Книга Кольские саамы в меняющемся мире / Под общ. ред.: М. А. Козлова, А. Козлов, Д. Лисицын. М. : АрктАн-С, 2008.
- Глава книги Козлова М. А. О результатах социально-психологического обследования студентов филиала "УдГУ" в г. Кудымкаре // В кн.: Прикамье на рубеже веков. Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы истории и социально-экономического развития региона». Кудымкар : Алекс-Принт, 2008. С. 162-169.
20072
- Книга Kozlov A., Vershubsky G., Kozlova M. A. Indigenous Peoples of Northern Russia: Anthropology and Health. IEEE : International Association of Circumpolar Health Publishers, 2007.
- Статья Козлова М. А. Цена модернизации: исследование социально-психологической адаптации в условиях меняющегося мира // Мир психологии. Научно-методический журнал. 2007. № 4 (52)
20061
20031
Научный руководитель диссертационных исследований
Проекты
Российский научный фонд
2014-2016. Проект "Многообразие видов социокультурной сплоченности в условиях российских реформ: концептуализация и квалиметрия". Исполнитель.
Научный фонд ГУ-ВШЭ
2007-2008. Проект "В поисках смысла социокультурных изменений: анализ модернизационных процессов в «посттрадиционных» обществах". Индивидуальный исследовательский проект
Российский фонд фундаментальных исследований
2006. Проект "Участие в 18м Конгрессе Международной ассоциации кросс-культурной психологии (18th Congress IACCP 2006)". Руководитель.
2010-2011. Проект "Социальные смыслы вещной среды олимпийских объектов: теоретический и визуальный анализ". Исполнитель.
2011-2012. Издание монографии: А.И. Козлов, М.А. Козлова, Г.Г. Вершубская, А.Б. Шилов. "Здоровье коренного населения Севера РФ: на грани веков и культур"
2014-2016. Проект "Интеграция социобиологических и социологических методов в исследовании эволюционных оснований морали и альтруизма (в приложении к российским сообществам)".
Российский гуманитарный научный фонд
2004-2006. Проект "Этническая идентичность в условиях модернизационных изменений общества". Исполнитель.
2004-2006. Проект "Стратегии профессионального самоопределения в творческих специальностях". Исполнитель.
2011-2013. Проект "Семантико-педагогическое исследование иллюстрации в учебной литературе для начальной школы 1986-2006 годов". Исполнитель.
2013-2015. Проект "Социальные модели и нормы в учебной литературе для начальной школы 1941-1991 годов: историко-педагогический анализ". Исполнитель.
2014-2016. Проект "Концепция заботы о себе в истории педагогики и культуры". Исполнитель.
2015. Проект Международная научная конференция "Забота о себе в педагогике, социологии и психологии". Руководитель
Опыт работы
Преподавательская деятельность:
2002 – 2007 гг. Институт современного искусства. Курсы «Педагогика», «Психология», «Возрастная психология», «Психология творчества», «Музыкальная психология»
2004-2006 гг. МГТУ им Баумана, старший социолог, преподаватель (курс «Культурология»)
С 2006г. по наст. вр. – НИУ ВШЭ, кафедра общей социологии, доцент
Научная деятельность:
2007 г. – по наст. вр. Международная научно-учебная лаборатория социокультурных исследований НИУ ВШЭ, старший научный сотрудник
Информация*
- Общий стаж: 30 лет
- Научно-педагогический стаж: 19 лет
- Преподавательский стаж: 16 лет
Курсы
"Культура, этническая принадлежность и социальный класс". Центр развития компетенций в маркетинге Института открытых программ дополнительного образования Высшей школы бизнеса на программе профессиональной переподготовки "Управление маркетингом", 2022-2023
XVI открытый семинар НУГ «Низовые инновации в школах: барьеры и способы их преодоления в разном социально-экономическом контексте»
31 октября состоялся шестнадцатый семинар НУГ на тему «Низовые инновации в школах: барьеры и способы их преодоления в разном социально-экономическом контексте», объединенный с семинаром для сотрудников Института образования НИУ ВШЭ. В первой части доклада была представлена деятельность научно-учебной группы в целом, во второй – описание ключевых барьеров в создании низовых инноваций в школах и механизмов их преодоления. Заключительная часть была посвящена обсуждению особенностей реализации гранта НУГ.
Более 400 исследователей и практиков приняли участие в IV Международной научной конференции «Интеракция. Интеграция. Инклюзия: лабиринты смыслов и горизонты возможностей»
На днях завершилась работа IV Международной научной конференции «Интеракция. Интеграция. Инклюзия: лабиринты смыслов и горизонты возможностей». В этом году было организовано 17 секций и круглый стол, которые объединили более 400 участников, заинтересованных в исследовании и развитии социокультурной интеграции, из разных стран и регионов России.
Организаторы проекта «Больше историй» АНО «Эволюция и филантропия» выразили благодарность коллективу МЛ ИСИ за содействие и поддержку в проведении совместного исследования
Исследование проводилось в рамках совместного проекта с программой профессионально организованного индивидуального наставничества для детей и подростков в России «Старшие Братья Старшие Сестры».
Сотрудники Лаборатории провели секцию в рамках Грушинской социологической конференции, посвященную памяти профессора, заслуженного деятеля науки РФ, доктора философских наук Валентины Ярской-Смирновой
На прошлой неделе состоялась XIV Грушинская социологическая конференция «Метаморфозы общества и исследовательской индустрии: новые вызовы», в рамках которой 12 апреля наша лаборатория провела секцию «Пространство и время социальных изменений».
Члены рабочей группы ФСН приняли участие в XIV Международной Грушинской социологической конференции
Участники рабочей группы «Что ценим, во что верим, на что надеемся: межпоколенческий анализ ценностных ориентаций и инклюзивных установок россиян» приняли участие в XIV Международной Грушинской социологической конференции (11-13 апреля 2024)
Участие социологов НИУ ВШЭ в XIV Грушинской конференции
Сотрудники Департамента социологии НИУ ВШЭ приняли активное участие в работеXIV Грушинской социологической конференции «Метаморфозы общества и исследовательской индустрии: новые вызовы». Конференция прошла 11-13 апреля 2024 г. в Москве.
Состоялся одиннадцатый семинар НУГ «Дружелюбная образовательная среда: на перекрестке интересов школы и города»
Одиннадцатый семинар НУГ «Дружелюбная образовательная среда: на перекрестке интересов школы и города» состоялся 1 апреля. Екатерина Ткачева представила дизайн и инструментарий второго этапа эмпирического исследования дружелюбной образовательной среды.
Поздравляем наших коллег с победой в конкурсе Российского научного фонда!
Сотрудники нашей Лаборатории и Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ победили в конкурсе РНФ «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований малыми отдельными научными группами» (региональный конкурс).
Сотрудники МЛ ИСИ приняли участие в презентации магистерской программы на Зимней школе - 2024
Коллектив МЛ ИСИ принял участие в презентации магистерской программы "Социология публичной сферы и цифровая аналитика" на Зимней школе Факультета социальных наук ВШЭ по социологии 2024.
Ждет ли нас «эра милосердия»? - репортаж о семинаре рабочей группы факультета социальных наук
Десятки внешних слушателей были заинтригованы темой четвертого семинара рабочей группы «Что ценим, во что верим, на что надеемся: межпоколенческий анализ ценностных ориентаций и инклюзивных установок россиян».
Покоряя границы стран, прозвучали доклады участников рабочей группы «Что ценим, во что верим, на что надеемся: межпоколенческий анализ ценностных ориентаций и инклюзивных установок россиян».
Трое участников рабочей группы «Что ценим, во что верим, на что надеемся: межпоколенческий анализ ценностных ориентаций и инклюзивных установок россиян» 14 ноября выступили с докладами на III Международной научной конференции «Интеракция. Интеграция. Инклюзия в эпоху кризиса социальности».
Низовые инновации для развития дружелюбной образовательной среды школ
С января 2023 года Лаборатория инноваций в образовании совместно с Международной лабораторией исследований социальной интеграции реализуют деятельность Научно-учебной группы (НУГ) «Дружелюбная образовательная среда: на перекрестке интересов школы и города». Исследование нацелено на выявление механизмов формирования дружелюбной образовательной среды в контексте сотрудничества школы с внешними акторами. Подробнее о том, как продвигается исследование в данном материале.
Состоялся седьмой открытый семинар НУГ «Дружелюбная образовательная среда: на перекрестке интересов школы и города»!
30 сентября 2023 года прошел седьмой открытый семинар научно-учебной группы «Дружелюбная образовательная среда: на перекрестке интересов школы и города» в рамках которого обсуждалась проблема преодоления барьеров, трудностей на пути инноваций.
Поздравляем Марию Андреевну Козлову с блестящей защитой докторской диссертации!
Рады сообщить, что сегодня, 20 сентября 2023 г., состоялась защита диссертации Марии Андреевны Козловой, главного научного сотрудника нашей Лаборатории, на тему: «Моральное регулирование этнокультурного разнообразия в российском образовании». Диссертация была представлена на соискание ученой степени доктора социологических наук.
Состоялся шестой открытый семинар НУГ «Дружелюбная образовательная среда: на перекрестке интересов школы и города»!
Прошёл шестой открытый семинар НУГ «Дружелюбная образовательная среда: на перекрестке интересов школы и города».
Семинар был посвящён обсуждению вопроса о роли социальных партнёрств школ в формировании насыщенной образовательной среды и преодолении проблемы образовательного неравенства.
Команды сотрудников МЛ ИСИ в числе победителей конкурса проектных групп ФСН
Три проекта, созданных под руководством и с участием сотрудников МЛ ИСИ, получили поддержку Научной комиссии ФСН.
A seminar on framing political news on Russian television was held in the Laboratory
On April 18, 2023, the second consultation seminar from the series "Care and well-being in post-socialist Eurasia: institutions, discourses, identities". The meeting was devoted to the discussion of the topic «“Special Path” Discourse in Framing Political News on Russian TV».
В Лаборатории прошёл семинар на тему фрейминга политических новостей на российском телевидении
18 апреля 2023 г. состоялся второй консультационный семинар из серии «Забота и благополучие в постсоциалистической Евразии: институты, дискурсы, идентичности». Встреча была посвящена обсуждению темы «“Special Path” Discourse in Framing Political News on Russian TV».
Культурное гражданство: определение и эмпирическая применимость
Семинар МЛ ИСИ 6 марта 2023 года был посвящен обсуждению понятия «культурное гражданство». Доклад о своем исследовании представили сотрудники лаборатории - старший научный сотрудник Татьяна Власова и стажер-исследователь Данила Иванов. Дискуссантом выступила главный научный сотрудник МЛ ИСИ Мария Козлова.
Cultural citizenship: definition and empirical applicability
On March 6, 2023, the ILSIR seminar was devoted to the discussion of the concept of "cultural citizenship". The report on their research was presented by the laboratory staff - Senior Research Fellow Tatiana Vlasova and Research Assistant Danila Ivanov. The debater was Maria Kozlova, Chief Research Fellow of the ILSIR.
ILSIR congratulates the participants of the Winter School of the Faculty of Social Sciences – 2023!
On February 12, 2023, the Winter School of the HSE Faculty of Social Sciences was completed, during which participants – potential applicants of a master’s programme in Sociology - presented the results of research projects on topics proposed by the programmes and affecting a variety of spheres of public life.
МЛ ИСИ поздравляет участников Зимней школы факультета социальных наук – 2023!
12 февраля 2023 г. завершилась работа Зимней школы факультета социальных наук ВШЭ, в ходе которой участниками – потенциальными абитуриентами той или иной магистерской программы по социологии – были представлены результаты исследовательских проектов на темы, предложенные программами и затрагивающими самые разные сферы общественной жизни.
Состоялся первый семинар научно-учебной группы «Дружелюбная образовательная среда: на перекрестке интересов школы и города»
27 января в 16:00 прошел первый семинар научно-учебной группы «Дружелюбная образовательная среда: на перекрестке интересов школы и города», совместный проект двух лабораторий МЛ исследований социальной интеграции и Лаборатории инноваций в образовании. Доклад представила Козлова Мария Андреевна, кандидат исторических наук и главный научный сотрудник МЛ исследований социальной интеграции НИУ ВШЭ.
Исследование специальных условий образования для детей с особыми образовательными запросами
Институт образования, Международная лаборатория исследований социальной интеграции НИУ ВШЭ и «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» 12 октября 2022 года провел обсуждение результатов исследования специальных условий образования для детей с особыми образовательными запросами (не относящимися к категориям «дети с ограниченными возможностями здоровья» и «дети-инвалиды») в общеобразовательных организациях.
Рабочая встреча в российской штаб квартире Cartie
Мария Козлова и Елена Ярская-Смирнова приняли участие в рабочей встрече в российской штаб квартире Cartier в Бизнес-Центре на Пресненской Набережной.
Защиты ВКР студентов магистерской программы “Социология публичной и деловой сферы”
9 и 10 июня прошли защиты выпускных квалификационных работ студентов магистерской программы “Социология публичной и деловой сферы”. Разнообразные темы, сложные поля, продуманная методология, интересные результаты!
Инклюзия детей и молодежи в постсоциалистических странах
18 марта состоялся пятый воркшоп "Инклюзия детей и молодежи в постсоциалистических странах", на котором обсуждался исследовательский проект 'Inclusion Services and Support Networks for the Children of Syrian Refugees in Russia: Institutional Barriers and Strategies for Overcoming Them.'
Управление культурным разнообразием в образовательных контекстах: моральные основания, дискурсы и практики
19 ноября 2021 г. состоялся научный семинар, посвященный обсуждению темы диссертационного исследования главного научного сотрудника Международной лаборатории исследований социальной интеграции, доцента департамента социологии Марии Козловой.
Панельная дискуссия «Разнообразие, равенство и доступность как стратегические концепты и цели развития инклюзивного общества»
20-21 октября 2021 г. в гибридном онлайн-оффлайн формате проходит VI Международная научно-практическая конференция «Инклюзивное образование и общество: стратегии, практики, ресурсы». В ходе панельной дискуссии «Разнообразие, равенство и доступность как стратегические концепты и цели развития инклюзивного общества» в рамках конференции были представлены пять докладов.
Исследовательская экспедиция в Коми-Пермяцкий округ
6 июля завершилась исследовательская экспедиция в Коми-Пермяцкий округ Пермского края, реализованная в рамках программы НИУ ВШЭ «Открываем Россию заново». С участием сотрудников Международной лаборатории Исследований социальной интеграции студенты магистратуры и бакалавриата исследовали Парму (в публикацию добавлено видео о событии).
«Учесть интересы разных групп»
Международная лаборатория исследований социальной интеграции подводит первые итоги своей работы
В Подмосковье прошла четвертая по счету Школа социальных наук для старшеклассников
На минувшей неделе в Подмосковье завершилась Школа социальных наук — ежегодное мероприятие, организуемое студентами факультета социальных наук для старшеклассников. Школа собрала действительно самых лучших: в этом году на 55 мест претендовали 800 школьников со всей России. О том, как проходила школа, рассказывают ее организаторы.
Торжественное посвящение в студенты магистрантов 1 курса программы «Социология публичной и деловой сферы»
19 сентября в рамках научно-исследовательского семинара «Социология публичной сферы и социальных коммуникаций» состоялось торжественное посвящение в студенты магистрантов 1 курса программы «Социология публичной и деловой сферы». Мероприятие прошло в оригинальном формате под лозунгом «Что было бы, если бы социологию преподавали в Хогвартсе?».
Студенческая экспедиция МНУЛ СКИ "Множественность идентичностей и межкультурные отношения в Республике Крым в контексте исторической памяти"
В марте 2018 года МНУЛ СКИ выиграла конкурс на проведение студенческой экспедиции в рамках университетского проекта Фонда образовательных инноваций. А уже в июне состоялась сама 11-дневная экспедиция «Множественность идентичностей и межкультурные отношения в Республике Крым в контексте исторической памяти» под руководством главного научного сотрудника лаборатории А.Н. Татарко.
Новая монография от издательства Springer
Международным издательском Springer выпущена новая монография "Changing Values and Identities in the Post-Communist World". Данная книга посвещенна сравнительному анализу изменений ценностей и идентичности в нескольких посткоммунистических странах. Редакторами данной монографии являются Н.М. Лебедева (заведующая МНУЛ СКИ, профессор департамента психологии НИУ ВШЭ), Радосвета Димитрова (доцент Стокгольмского университета) и Джон Берри (главный научный сотрудник МНУЛ СКИ, почётный профессор Университета Куинс). Среди международного коллектива авторов глав, входящих в данную работу, есть также и другие сотрудники МНУЛ СКИ: К. Бёнке, Е.В. Бушина, В.Н. Галяпина, Д.И. Дубров, М.А. Козлова, З.Х. Лепшокова, Т.А. Рябиченко, А.Н. Татарко.
Крестьянин без будущего
Сельские жители стыдятся своей работы и не видят в ней перспектив
Сотрудники лаборатории на 9-й Международной Европейской Конференции Ассоциации кросс-культурной психологии (IACCP)
16-19 июля 2017 г. в городе Варшава (Польша) состоялась 9-я Международная Европейская Конференция Ассоциации кросс-культурной психологии (IACCP). В работе конференции приняли участие представители практически всех европейских стран, занимающиеся исследованиями в области кросс-культурной психологии. Сотрудники лаборатории представили результаты проведенных ими исследований в России и других странах, приняли участие в дискуссиях и работе тематических круглых столов.
IV Международная научная конференция "Culture in society, between groups and across generations"
18-20 апреля в Москве состоялась IV Международная научная конференция "Culture in society, between groups and across generations", организованная сотрудниками Международной научно-учебной лаборатории социокультурных исследований Экспертного института НИУ ВШЭ.
Социологический форум в Вене: потенциал глобальной социологии в решении проблем современного общества
10-14 июля в Вене состоялся 3-й Форум Международной социологической ассоциации «Будущее, которого мы хотим: Глобальная социология и борьба за лучший мир», в котором приняли участие около 5000 ученых из 126 стран.
Sociology Forum in Vienna: Potential of Global Sociology for Solving the Problems of Contemporary Society
From July 10 – 14, 2016, the Third International Sociological Association (ISA) Forum of Sociology on ‘The Futures We Want: Global Sociology and the Struggles for a Better World’ took place in Vienna. About 5,000 scholars from 126 countries took part in the event.
Моральные эмоции как механизм социального сплочения: проблемы и перспективы исследований
18 февраля в рамках научного семинара «Культура имеет значение», выступила Козлова Мария Андреевна (к. ист. н., старший научный сотрудник МНУЛ СКИ, доцент кафедры общей социологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ), с докладом на тему: "Моральные эмоции как механизм социального сплочения: проблемы и перспективы исследований".
Забота о других помогает заботиться о себе
Способность заботиться о себе развивается, когда человек переживает за других. Нейробиологи тесно увязывают эти две способности. Восхищение и сострадание к другим людям вызывает в мозге человека активность в тех нейронных структурах, которые участвуют в формировании самосознания. Тем самым, сопереживание заставляет человека осмыслять собственное «Я», влияет на его этический выбор и вызывает желание участвовать в социально значимых нравственных действиях, рассказали ученые НИУ ВШЭ, доцент кафедры общей социологии Мария Козлова и научный сотрудник Международной лаборатории позитивной психологии личности и мотивации Наталья Кошелева.