?
«Что такое хорошо»: анализ моральных оснований, транслируемых учебниками для начальной школы советского и постсоветского периодов
Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. 2012. Т. IV. № 4 (27). С. 25-51.
В статье излагаются результаты сравнительного анализа содержания школьных учебников советского и постсоветского периодов, направленного на изучение культурного «эталона» моральных оценок и его трансформаций на протяжении последних десятилетий. Исследование показало наличие как количественных, так и качественных изменений транслируемых детям моральных норм, оценок и суждений.
Язык:
русский
Ключевые слова: справедливостьjusticeсоциология моралиучебник для начальной школыprimary school textbooksthe moral foundationssociocultural transformationcultural standards of moral judgmentscaringrespect for authorityingroup-loyaltyморальные основаниясоциокультурные трансформациикультурные эталоны моральной оценкизаботапочитание авторитеталояльность к «своим»социология образования и воспитанияистория общеобразовательной школы и педагогики
ПУБЛИКАЦИЯ ПОДГОТОВЛЕНА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОЕКТА:
Козлова М. А., Социологический ежегодник 2014 С. 188-218
Предпринятый сравнительный контент-анализ школьных учебников советского и постсоветского периодов отечественной истории позволяет сделать вывод о возрастающей индивидуализации моральной сферы в российском обществе. ...
Добавлено: 25 января 2015 г.
Козлова М. А., Проблемы современного образования 2012 № 5 С. 91-108
В статье анализируется характер отражения в учебниках принятых установок, касающихся природы и отношения к ней человека. ...
Добавлено: 21 ноября 2012 г.
Bochum : Ruhr-Universitat Publishing House, 2014
The problem of justice is the most momentous and urgent problem of contemporary life. The book deals with the problems of justice including political, domestic and juridical aspects. The authors are both academicians and practitioners from all walks of life. The major concern of the articles comprising the book is the practical one, namely to ...
Добавлено: 16 апреля 2014 г.
Девятко И. Ф., Социологические исследования 2023 № 9 С. 16-28
революции представления о целях и возможностях контроля людей над искусственным интеллектом и обосновывается тезис о их неполноте с точки зрения учета новых асимметрий контроля и технологических реалий, возникших в результате «цифровой революции». Представлен анализ причин, по которым социология и социальная психология морали приобретают решающую роль и новое масштабное поле исследований в области разработки этически-ориентированных систем ...
Добавлено: 31 октября 2023 г.
Козлова М. А., Козлов А. И., Психологический журнал 2016 Т. 37 № 3 С. 60-70
В обзоре ставится задача верификации концепта “моральных оснований” (Дж. Хайдт). Обосновывается наследственная детерминированность индивидуализирующих моральных оснований – заботы и справедливости, но оспаривается генетическая закрепленность группоориентированной морали – ингрупповой сплоченности и вертикальности. Обращение к нейробиологическим исследованиям позволяет представить нейронные механизмы связывания генетических и средовых факторов. В качестве направления возможной интеграции социально-психологических, антропологических, генетических и нейробиологических подходов ...
Добавлено: 12 мая 2016 г.
Козина Н. С., Натхов Т. В., / Высшая школа экономики. Series EDU "Education". 2012. No. 07.
We provide a measure of inequality of educational opportunity for 72 countries, estimated as a share of the variation in the 2009 PISA test scores that is explained by pre-determined family characteristics. Inequality of opportunity accounts for up to 40 percent of the variation in educational achievement and different measures (for example in math, ...
Добавлено: 17 января 2013 г.
Dobryakova M. S., Фрумин И. Д., International Journal for Engineering Education 2010 Vol. 26 No. 5 P. 1032-1041
The paper is focused on changes in higher engineering education in Russia over the last decade. We assume that, as a result of technological and organizational changes in the markets young engineers are taught to work in, changes in education may be called for. The key change in the markets for engineers in Russia consists ...
Добавлено: 23 августа 2012 г.
М. : МШЭ МГУ им. М.В.Ломоносова, 2011
Конференция была посвящена актуальным проблемам образования, науки и модернизации российской экономики. В рамках Конференции состоялись 3 пленарных и 4 тематических круглых стола, а также 26 секций. В программе конференции представлены 198 докладов участников из 46 городов России, стран ближнего и дальнего зарубежья. ...
Добавлено: 13 ноября 2012 г.
Медушевский А. Н., Директ-Медиа, 2015
Печатается по тексту первого издания: Медушевский А.Н. Проекты аграрных реформ в России: XVIII – начало XXI века. – М.: Наука, 2005. – 639 с. В книге рассмотрена проблема легитимности земельной собственности в России в длительной исторической перспективе – от становления аграрного вопроса во второй половине XVIII в. до современных дискуссий о направлениях его решения в ...
Добавлено: 7 января 2022 г.
Бикметова Т. И., Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки 2010 № 1 С. 87-93
Представлен анализ концепций справедливости с позиций методологии К. Поппера, показана специфика двух противоположных типов теорий справедливости и сформулированы аспекты методологической проблемы этих учений. ...
Добавлено: 28 сентября 2012 г.
Андрущак Г. В., Прахов И. А., Юдкевич М. М., Йошкар-Ола : ООО «Полиграфическое предприятие Центр Принт», 2010
В информационном бюллетене представлены результаты опроса одиннадцатиклассников, собирающихся поступать в вузы, и их родителей. Исследуются особенности текущего обучения, стратегии выбора вуза и подготовки к поступлению в зависимости от различных характеристик абитуриента и его семьи. Особое внимание уделяется результатам пробного ЕГЭ и ожиданиям относительно результатов ЕГЭ как факторам, оказывающим влияние на фактический выбор вуза. Кроме того, ...
Добавлено: 18 сентября 2012 г.
Прахов И. А., Прикладная эконометрика 2012 Т. 27 № 3 С. 86-108
В работе анализируется влияние дополнительной подготовки к поступлению в вуз на результаты ЕГЭ, а также оцениваются факторы, определяющие оценки за ЕГЭ. Образование родителей, доход семьи, способности студента, обучение в гимназии или школе с углубленным изучением предметов значимо влияют на результаты ЕГЭ по русскому языку, математике, а также на средний балл ЕГЭ по всем сданным предметам. ...
Добавлено: 9 сентября 2012 г.
Чугунов Д. Ю., Васильев К. Б., Фрумин И. Д., Вопросы образования 2010 № 4 С. 247-267
Внедрение новых технологий в производство вызвало изме нения на рынке труда: возникновение и рост спроса на одни про фессии и исчезновение других. Существующая система среднего профессионального образования не справляется с задачей подго товки кадров по специальностям, объединяющим освоение прак тических навыков и теоретическое обучение. Рассматривается опыт зарубежных стран по созданию практикоориентированных программ профессионального обучения, обосновывается ...
Добавлено: 18 октября 2012 г.
Козлова М. А., History of Education and Children's Literature 2014 Vol. IX No. 2 P. 163-184
The article is aimed at searching for principles of cross-cultural comparison of moral systems. We accept anthropologically oriented approach, and undertake the study of the moral guidelines that the Russian society translates to the younger generations. Comparative analysis of the Soviet and post-Soviet textbooks have revealed both quantitative and qualitative changes in the moral standards, appraisements ...
Добавлено: 7 декабря 2014 г.
Най Д. В., 59041400, Desierto D. и др., / Высшая школа экономики. Series EDU "Education". 2011. No. 01.
Exposure to prenatal androgens affects both future behavior and life choices. However, there is still relatively limited evidence on its effects on academic performance. Moreover, the predicted effect of exposure to prenatal testosterone (T) - which is inversely correlated with the relative length of the second to fourth finger lengths (2D:4D) - would seem to ...
Добавлено: 28 августа 2012 г.
Абанкина И. В., Народное образование 2010 № 10 С. 117-120
Модернизация образования происходит в условиях бюджетной реформы, что накладывает дополнительную ответственность на органы управления образованием при внедрении моделей нормативно-подушевого финансирования. Оптимизация механизма управления бюджетными ресурсами сводится к переходу от ассигнований на текущее содержание учреждений образования к финансированию оказываемых ими услуг на основе задания учредителя. Задание должно обеспечивать увязку показателей объемов и качества предоставляемых образовательными учреждениями ...
Добавлено: 2 октября 2012 г.
Глухов А. А., Социологическое обозрение 2013 Т. 12 № 2 С. 3-15
В статье рассматриваются условия реализации политического проекта «конституции свободы» на основании опыта XX в. Жесткое противостояние на протяжении всего столетия философских логик различия и репрезентации позволяет сформулировать основную политическую проблему — взаимную непереводимость языков свободы и справедливости. Основанием конституции свободы должны стать автономные «формы жизни», которые справедливо распределяются в сложной некартезианской текстуре политического бытия. ...
Добавлено: 2 сентября 2013 г.
В статье идет речь об исследовательском проекте ЦВМ, проведенном по заказу Управления академического развития (УАР). Одна из ключевых тем проекта — программа кадрового резерва (или группа высокого профессионального потенциала ГУ ВШЭ, далее также — КР). Эмпирической основой исследования послужили 32 интервью с молодыми преподавателями и научными сотрудниками Школы. Опираясь на материалы интервью, в первой части ...
Добавлено: 27 ноября 2012 г.
Андрущак Г. В., Козьмина Я. Я., Сивак Е. В. и др., Йошкар-Ола : ООО «Полиграфическое предприятие Центр Принт», 2010
В работе описывается процесс введения новой системы оплаты труда учителей (НСОТ) в Новгородской и Калининградской областях и изменения, происходящие в школе после введения НСОТ. Выводы основаны на данных опросов, проведенных Институтом институциональных исследований ГУ-ВШЭ в городских школах Калининградской области в мае 2009 года и Новгородской области в октябре 2009 года. Рассматривается формирование критериев стимулирования, динамика ...
Добавлено: 27 ноября 2012 г.
Банщикова А. А., Иванченко О. В., Лапушкина А. О. и др., Институт Африки РАН, 2019
Представляемая работа является первым за последние 25 лет монографическим изданием, посвященным проблемам африканской молодежи и ее роли в
становлении и развитии молодых государств. Особое внимание уделяется вопросам социализации и формирования идентичности как в традиционном, так и в
современном обществах, спецификt молодежных политических движений и молодежной политике государственных структур. Затрагиваются вопросы демографического фактора и влияния средств массовой информации ...
Добавлено: 3 сентября 2019 г.
Прахов И. А., / Консорциум экономических исследований и образования. Серия "EERC Working Paper Series". 2012. № 12/08P.
В работе анализируется влияние дополнительной подготовки к поступлению в вуз на результаты ЕГЭ, а также оцениваются факторы, определяющие оценки за ЕГЭ. Образование родителей, доход семьи, способности студента, обучение в гимназии или школе с углубленным изучением предметов значимо влияют на результаты ЕГЭ по русскому языку, математике, а также на средний балл ЕГЭ по всем сданным предметам. ...
Добавлено: 9 сентября 2012 г.
Кашников Б. Н., Boston, Leiden : Brill, Nijhoff, 2017
Most books and articles still treat leadership and ethics as related though separate phenomena. This edited volume is an exception to that rule, and explicitly treats leadership and ethics as a single domain. Clearly, ethics is an aspect of leadership, and not a distinct approach that exists alongside other approaches to leadership. This holds especially ...
Добавлено: 8 ноября 2015 г.
Мешкова Т. А., Вопросы образования 2010 № 3 С. 115-134
Рассматриваются предпосылки и методологические основы формирования понятия «культура качества» и обосновывается необходимость более последовательного и системного включения в это понятие аспектов деятельности вузов, связанных с поддержкой качественной и эффективной педагогической деятельности. Представлены цели, методология и основные результаты первого этапа проекта «Поддержка качества преподавания в высшем образовании», реализуемого программой ОЭСР «Институциональное управление в высшем образовании». На ...
Добавлено: 18 октября 2012 г.
Попова И. П., Мир России: Социология, этнология 2021 Т. 30 № 2 С. 98-122
В статье рассматриваются характеристики профессиональных карьер в сфере науки и технологий с позиций гендерного равенства и справедливости в занятости. Анализ опирается на подходы к исследованиям карьер в этой сфере, фокусирующиеся на структурных условиях и контекстах формирования карьер. Одним из факторов этих условий становятся современные программы и инициативы в сфере науки и технологий, учитывающие гендерное равенство ...
Добавлено: 6 декабря 2021 г.