• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Школа в детском саду

25 января состоялся очередной семинар Института развития образования ВШЭ, на котором обсуждались проблемы подготовки к школе будущих первоклассников. С докладом «Оценка качества программ дошкольного образования в современной России» выступила Елена Юдина, заведующая лабораторией психологических проблем подготовки педагогов Московского городского психолого-педагогического университета.

Актуальность оценки качества программ дошкольного образования в значительной мере определяется увеличившейся в последние годы активностью органов управления образованием в процессе изменения законодательства. Вопрос о том, каким должен быть результат пребывания ребенка в образовательном учреждении, ставится уже не только для школы. Не менее важно – с какими умениями и навыками придет выпускник детсада на свой первый урок и как это скажется на его перспективах.

Развитие без вариантов

В ходе анализа ситуации в регионах, проведенного Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ) совместно со Всемирным банком, были выявлены три основные проблемы в содержании дошкольного образования в России. Главная из них, по словам докладчицы, – тенденция к переходу от вариативных программ, учитывающих индивидуальные особенности детей, к более традиционным и единообразным «зуновским» (ЗУН – знания, умения и навыки). Первые активно начали внедряться после перестройки, однако в 2000-х годах постепенно начался возврат к типовому, общему для всех варианту. Сейчас, по приблизительным оценкам, соотношение между ними – 20 на 80, считает Елена Юдина (хотя, по мнению некоторых участников дискуссии, доля «зуновских» пока все-таки меньше).

Вторая проблема – это так называемая «акселерация». В возрасте 5-7 лет детей начинают активно готовить к школе, мало уделяя внимания особенностям детского развития в этом возрасте. Из этого вытекает и третья проблема – использование механизмов контроля качества образования, не соответствующих дошкольному возрасту (тестирование детей). Речь идет о формальных процедурах оценки качества образования, а ведь дошкольник имеет право быть любым.

По сути, указала докладчица, сейчас реанимировался подход к «дошколке» как к школе. Для тех, кто выстраивает политику в сфере образования, оценивать качество программ по уровню подготовки к школе удобнее и привычнее. И это несмотря на то, что в 1990-е годы задача реформирования дошкольного образования виделась как раз в том, чтобы убрать требование о такой подготовке из всех законодательных актов. Ведь если ребенку дается возможность просто играть, развиваться всесторонне, проживать свое детство полноценно – он оказывается лучше готов к обучению, чем если заставлять его зубрить таблицу умножения за год до школы.

Конспекты для педагогов, рамки – для детей

Конечно, какой-то готовности школа от ребенка требовать вправе. Но в чем все-таки задачи развития в этом возрасте? Каковы особенности обучения? И каким должно быть содержание образовательных программ?

В современном мире на этот счет существует два подхода. Первый ставит целью развитие ребенка; второй – нужды системы (в широком смысле – образовательной, государственной, общественной). По международной классификации в связи с этим различается два вида программ: одни, «конспектные», ориентированы на учителя, другие – «рамочные», на ученика.

В «конспектных» программах, которые в свое время уже критиковались, четко расписано: в одном и том же месте учитель спрашивает, дети отвечают – и даже их ответы заранее известны. В «рамочных» в центре находится взаимодействие педагогов с детьми, и жесткая «предметность» отсутствует – есть лишь некие рамки, принципы, очерчивающие содержание образования.

Почему же воспитатели чаще выбирают традиционные «зуновские» программы? Дело в том, что их методы «удобны» для педагога: они алгоритмизированы, так или иначе дают возможность обеспечить некий запас знаний, умений, навыков у детей. В то же время такие программы не дают ребенку формироваться как личности: учиться проявлять инициативу, самостоятельность и т.д. Да и роль самого воспитателя сводится в этом случае лишь к механической трансляции, исполнению предписанных шагов. При этом забывается, что дошкольные образовательные программы включают не только процесс обучения, они определяют всю жизнь ребенка в детском саду. И целью их должно быть не получение выпускником формальных знаний, а его физическое и психическое развитие.

От прогулки в парке эффект для дошкольника может быть не меньший, чем от какого-нибудь занятия с педагогом, – но просчитать его намного труднее. Однако в федеральные государственные требования (ФГТ) сейчас включаются положения, регламентирующие и структуру дошкольного образования, и его содержание. Как прозвучало в докладе, ФГТ, несмотря на «личностно-ориентированные» обложечные слова, направлены на нечто противоположное. Они жестко утверждают школьную модель образовательного процесса в детском саду, контроль в управлении (вместо создания условий и курирования), стремятся установить единообразие содержания и делают ребенка объектом оценки.

При этом сами школы, как указала директор Центра ИРО ВШЭ Татьяна Абанкина, жалуются на то, что приходят дети с очень разной степенью подготовленности. По словам Елены Юдиной, трудно сказать, насколько это результат использования тех или иных программ – индивидуальное разнообразие детей в этом возрасте очень велико. Хотя по этому поводу есть известный в среде профессионалов анекдот: бабушке-психологу посоветовали не волноваться насчет ярко выраженной индивидуальности внука – к третьему классу все сравняются.

Просчитать нельзя измерить

«Чем доказано, что вариативные программы лучше «зуновских?» – возразил и.о. проректора ВШЭ Исак Фрумин. – В 21-м веке нельзя оценивать программы только по их целям – нужны результаты. Действительно ли их ориентация «на развитие» приводит к долговременному позитивному эффекту? Здесь нужны не тесты, а некие комплексные исследования – как те же PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) для анализа способности детей к чтению и пониманию текста или даже экзамен по «критическому мышлению», итоги которого на Западе засчитываются при приеме на работу. Еще аналог – тест для оценки честности претендентов на монашество, для разработки которого был как-то приглашен один из профессоров Высшей школы экономики. (Претендентов не проверяли на детекторе лжи, потому что была нужна не оценка их поведения в конкретной ситуации, а более фундаментальный анализ типа мышления).

Другое дело, что срок для исследований в этой области нужен немалый. По замечанию одного из участников дискуссии, сравнение «конспектных» и «рамочных» программ проводилось за рубежом (примерно 80 процентов исследований в дошкольном образовании делаются в США). Было выявлено, что дети, обучавшиеся по «рамочным» программам более успешны в жизни, они лучше строят карьеру, получают более высокие зарплаты и т.д. Но в России подобных исследований пока не проводилось – на это требуется от 16 до 40 лет.Единственное, что можно сделать для сравнения «по-быстрому», подвел итог Исак Фрумин, – просто положить рядом типовую программу для дошкольного учреждения и для начальной школы. Станет ясно, что начальный этап обучения в школе становится бессмысленным – дети все уже «прошли» в детском саду.

Какие бы программы ни использовались, одной из проблем дошкольного образования остается также подготовка воспитателей – подчеркнул профессор кафедры общей и экспериментальной психологии ВШЭ Андрей Подольский. Ведь даже в детсадах Москвы ситуация с кадрами обстоит не лучшим образом. И, как заметили другие участники дискуссии, сейчас надо обсуждать необходимость развития и ребенка, и педагога – готовить его к использованию не только «примерных» официальных предписаний, но и других вариантов с учетом особенностей каждого конкретного воспитанника.

Впрочем, сами родители сегодня требуют от воспитателей в первую очередь подготовить своего ребенка к школе: научить хотя бы писать, читать и считать – иначе в первый класс не возьмут. И это не их вина, и даже не вина школы, – а всей системы образования, ориентированной на формальные оценки выпускников. Вопрос о том, какой должна быть роль семьи в воспитании дошкольника и как должно организовываться взаимодействие с родителями в дошкольном учреждении, пока остается открытым.

Мария Салтыкова, специально для Новостной службы НИУ-ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Какой детский сад лучше готовит к школе

Первоклассник быстрее привыкает к школе, если в детском саду его научили правильно общаться с людьми и быть самостоятельным.

40%

дошкольников в возрасте 4 лет и старше учились чему-либо дополнительно, помимо обязательных занятий в детском саду.

Частные и муниципальные детсады: преимущества и ограничения

Доля негосударственного сектора на рынке дошкольного образования России составляет менее двух процентов. Почему этот сектор услуг развивается так медленно? В Лаборатории экономико-социологических исследований ВШЭ прошел семинар, на котором доцент департамента социологии Ольга Савинская рассказала о проблемах развития негосударственных образовательных организаций и трудностях выстраивания государственно-частного партнерства в этой сфере.

Директоров школ в разных регионах будут изучать и сравнивать

Центр развития лидерства в образовании Института образования ВШЭ по заказу Минобрнауки России начинает проект по изучению директоров школ в 16 регионах России, по результатам которого будут разработаны рекомендации к программам их профессионального развития и повышения квалификации. Проект станет частью международного сравнительного исследования директоров школ Asia Leadership Project.

ВШЭ будет помогать школе «Покровский квартал» развиваться

27 августа в школе №2095 «Покровский квартал» состоялось родительское собрание, на котором ее директор Илья Новокрещенов, ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов и директор Центра развития лидерства в образовании ВШЭ Анатолий Каспржак представили программу ее развития.

В регионах доходы педагогов растут неравномерно

В последние три года зарплаты российских учителей и воспитателей детсадов росли. Но из-за неодинаковой покупательной способности зарплат в разных регионах доходы педагогов стали заметно отличаться. Об этом говорится в исследовании старшего научного сотрудника научно-учебной лаборатории анализа и моделирования институциональной динамики НИУ ВШЭ Натальи Родиной.

Детские сады должны стать трансформерами

10 июня на традиционном семинаре Института образования ВШЭ обсуждалось влияние среды на развитие детей дошкольного возраста. С докладом «Современные детские сады в России: возможности и перспективы» выступил специалист в области образования Всемирного банка Тигран Шмис.

Зарплаты воспитателей детсадов растут вместе с нагрузкой

13 мая на традиционном семинаре Института образования ВШЭ снова обсуждалась тема зарплат в образовании — на этот раз в дошкольном. Сотрудники Научно-учебной лаборатории анализа и моделирования институциональной динамики ВШЭ изучили последствия повышения зарплат воспитателей детских садов.

Развитие частных детсадов в России крайне затруднено

Традиционный семинар Института образования ВШЭ 11 февраля был посвящен проблемам частного сектора дошкольного образования. К детям в нем относятся гуманнее, чем в государственных детских садах, но частные заведения не общедоступны, и далеко не во всех регионах государство их поддерживает.

Стандарт развития и согласия

1 июля Комиссия по развитию образования Общественной палаты РФ провела в Высшей школе экономики общественные слушания, посвященные федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования.