• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Участие в международных исследованиях позволяет по-новому взглянуть на проблемы вузов

13 марта на семинаре Института институциональных исследований ВШЭ обсуждалась роль совместных сравнительных исследований университетов разных стран в изменении национальных систем высшего образования. С докладом выступил член Международного консультативного комитета ВШЭ, руководитель Центра международного высшего образования Бостон-колледжа (США) Филип Альтбах.

Во всем мире растет роль совместных исследований университетов разных стран — они помогают национальным системам образования войти в глобальное научное сообщество. Для России это особенно актуально. К 2020 году несколько наших университетов должны войти в топ-100 мировых рейтингов. Российским ученым необходимо публиковаться в англоязычных научных журналах. Совместные с американскими и европейскими университетами исследования, по итогам которых выходят общие публикации, существенно упрощают эту задачу.

Интерес к сотрудничеству с российскими университетами в США велик. По мнению Филипа Альтбаха, наша страна имеет ряд преимуществ перед другими странами БРИКС, главное из которых — высокое качество системы образования и научных кадров в целом. Для сравнения: в Китае ряд топовых университетов имеет высокий потенциал, но общий уровень вузов крайне низок; в Бразилии та же ситуация; в Индии хороших университетов и исследовательских центров просто нет. На втором месте по привлекательности для сотрудничества после России — Китай, поставляющий в американские университеты более трети всех иностранных студентов.

Оптимальный способ организации совместного исследования нескольких вузов, по мнению Филипа Альтбаха, выглядит так: сначала подбираются исследователи, при этом лучше, если среди участников больше молодежи. Потом согласуется методология. Затем все участники регулярно собираются на совместные семинары, где обсуждают результаты и будущие публикации. Это важный этап, позволяющий ученым из разных стран лучше изучить контекст. Так, в ходе одного из проектов Центра международного высшего образования и Лаборатории институционального анализа экономических реформ (ЛИА) ВШЭ выяснилось, что многие европейские страны имеют общую особенность — когда среди профессорско-преподавательского состава вуза преобладают его же выпускники. Это свойственно вузам таких разных стран, как огромная Россия и маленькая Словения.

На первый взгляд, организация совместного исследования кажется простой. В действительности это не так. Главная сложность связана с тем, что тематику и методологию исследований обычно определяют университеты ведущих стран, таких, как США. Они находят партнера, обеспечивают финансирование и выступают инициатором каждого совместного проекта. Есть исключения: ЛИА ВШЭ выступила инициатором трех крупных исследований с Центром международного высшего образования и сейчас дает старт четвертому. Одно было посвящено оплате труда преподавателей, второе — молодым преподавателям, третье — анализу ситуации в высшем образовании, когда среди профессорско-преподавательского состава каждого вуза преобладают его же выпускники. Но чаще американские исследователи изучают то, что интересно им, и участие в исследованиях российских и американских вузов нельзя назвать равноправным.

Другая проблема — необходимость координировать методологию исследования и терминологию. Языковой барьер тоже стоит на пути совместных исследований в общественных науках. Некоторое время назад Филип Альтбах проводил сравнительное исследование профессии учителя в 15 странах мира. Анкета составлялась на 9 языках, что увеличило стоимость проекта. Но острота этой проблемы сейчас снижается — английский язык все больше распространяется во всех странах.

Большинству экспертов совместные исследования с американскими и европейскими вузами представляются полезными. Они позволяют иначе взглянуть на российские проблемы. Интересный пример привел заместитель проректора ВШЭ Игорь Чириков. ВШЭ — пока единственный российский вуз, участвующий в крупном исследовании, связанном с условиями обучения в вузах для студентов. В нем участвуют вузы США, Китая, Бразилии, ЮАР и других стран. В частности, исследователи выясняют, как студенты проводят свое время. Оказалось, что студенты ВШЭ очень много времени — до 30 часов в неделю — проводят в аудиториях. Это вдвое больше, чем в американских вузах, и немногим меньше, чем в китайских. При этом студенты ВШЭ еще рекордное количество часов занимаются дома. Зато в студенческих организациях они почти не состоят и мало занимаются спортом — времени не хватает. В вузах США ситуация иная. Хорошо это или плохо? Однозначного ответа нет. Главное преимущество международных сравнительных исследований в том, что только они позволяют задаться таким вопросом, а не принимать ситуацию каждого вуза и каждой национальной системы образования как единственную возможную данность.

Екатерина Рылько, специально для новостной службы портала ВШЭ