Стипендии фонда В. Потанина: конкурс завершен
Конкурс Федеральной стипендиальной программы Благотворительного фонда Владимира Потанина реализуется с 2000 года. Стипендия назначается по результатам конкурсов, в которых могут участвовать студенты дневных отделений с отличными оценками за две последние сессии. Состязание состоит из тестирования и игрового тура. Критерии отбора победителей — высокий интеллект, эрудиция, умение работать в команде, способность творчески подойти к решению проблем. В ВШЭ конкурс проводится восьмой раз; 20 студентов, которые становятся стипендиатами Благотворительного фонда В. Потанина, получают стипендию в размере 5000 рублей ежемесячно в течение календарного года. В этом году из 257 человек, пришедших на1 тур (тестирование), во второй тур было отобрано 100 участников, включая студентов из Нижегородского и Санкт-Петербургского кампусов ВШЭ — по 5 студентов из каждого.
Александра Хаджийская, факультет филологии НИУ ВШЭ, отделение прикладной лингвистики, второй курс
Александра Хаджийская |
— В этом году я участвовала в «потанинском конкурсе» в первый раз, и мне было очень интересно, что здесь будет происходить. Я примерно представляла себе формат предстоящих состязаний, но то, что происходило во второй день конкурса, было просто потрясающе. Вспомнилась школа, где я участвовала в различных мероприятиях движения «Хранители истоков». Например, в год юбилея Куликовской битвы мы ездили по пути Дмитрия Донского — останавливались в каждом городе, устраивали в школах театрализованное представление, вовлекали людей из других школ в наше движение. Мне очень нравилось это чувство единения с людьми, которые разделяют с тобой одни убеждения. И на конкурсе я испытала схожие чувства. Я познакомилась здесь с потрясающими, интересными людьми, и несмотря на то, что мы все участвовали в конкурсе и вроде бы должны были стремиться к индивидуальной победе, оказалось, что все ребята готовы не только проявлять себя, но и работать в команде, вместе делать что-то важное для всех.
— Какие задания вам показались наиболее интересными?
— Больше всего понравился конкурс, на котором нам выдали рулон обоев, мы склеили из него ленту и все по цепочке шли в этой ленте, перемещая ее вперед. Сначала мы путались, шли не в ногу, а потом нашли нужный ритм работы в команде, скоординировали наши действия, и в итоге у нас все получилось.
— Как вы оцениваете собственную работу на конкурсе?
— Честно говоря, мне кажется, что я не проявила себя на сто процентов. Подобные состязания — это не совсем мое, я лучше работаю не на публике, а за своим столом. И профессию я себе выбрала такую — хочу стать лингвистом, изучать язык как явление, как уникальную способность человека передавать информацию стандартными базовыми средствами.
Евгения Гайнцева, факультет экономики, магистратура, первый курс, и Игорь Аршавский, факультет экономики, магистратура, первый курс
— Как вы оцениваете организацию конкурса, понравилось ли вам участвовать в нем? Не пожалели, что пришли?
Игорь Аршавский: Не пожалел, на такое событие приходишь не чаще, чем раз в год. Я уже второй раз участвую. Первый раз у меня не получилось добраться до второго тура. И меня как раз пугали, что в прошлом году была какая-то неразбириха на этом этапе, было тяжело себя проявить в этой суматохе, чтобы «запасть в душу» организаторам. Но нет, все было очень понятно.Игорь Аршавский
Мы с Женей учимся на магистерской программе по экономике. И везде, где было необходимо проявить организаторские способности или расставить что-то по полочкам, мы были хороши. Мне кажется, это отличительная особенность вышкинских экономистов — умение структурно мыслить, анализировать и классифицировать информацию. Правда, у нас возникали проблемы с креативностью, здесь на первых позициях были ребята с факультетов социологии и психологии.
— Какие конкурсы особенно запомнились?
Евгения Гайнцева: Многие задания были интересными. И действительно, задания с экономическим уклоном давались нам легко. Для меня более привычна аналитическая работа с цифрами за компьютером, поэтому возникали сложности с заданиями, где было необходимо очень быстро реагировать, много говорить, доносить свою идею до окружающих, убеждать их. И в этом смысле я благодарна конкурсу, так как он указал мне на мои слабые места, а это может пригодится в жизни.Евгения Гайнцева
— С какими чувствами вы пришли на конкурс и с какими покидали его?
Игорь Аршавский: Сначала был скепсис и даже некоторое раздражение по отношению к другим участникам. Казалось, что они навязчивые, излишне пробивные, чувствовалось некоторое давление со стороны других студентов. А после обеда, когда пошли задания, где мы могли проявить свои профессиональные качества, все как-то встало на свои места.
Евгения Гайнцева: Мы стали очень серьезными, а этот конкурс добавил того, что в последнее время не хватает в нашей жизни — креатива, радости, возможно, какого-то детства, все получилось очень душевно. В конце, когда участники писали друг другу пожелания и обменивались контактами, мне кажется, все были искренне счастливы, что пришли сюда.
Игорь Аршавский: Да, в этом плане было легко отличить первокурсников или второкурсников бакалавриата от магистрантов: мы уже серьезные, не спешим рваться в бой, выжидаем, а молодые ребята спешат.
Илья Гурьянов, студент второго курса магистратуры факультета истории
— Илья, как вы узнали о конкурсе, оправдались ли ваши ожидания от участия в нем?
— О конкурсе мне рассказали работники учебной части. Удивительно, что мои попытки «погуглить» и узнать характер конкурсных заданий из отзывов участников прошлых лет ни к чему не привели. Поэтому мои ожидания главным образом были заданы спецификой самой Вышки: это ведь исследовательский университет. Кроме того, я был уверен, что основное внимание будет уделено конкурсам.
Результат оказался для меня полной неожиданностью. Задания первого отборочного тура представляли собой интереснейшие головоломки, составленные в форме тестов, и, на мой взгляд, их решение сродни активному отдыху. Всем очень рекомендую прийти на «потанинский конкурс», хотя бы ради них, потому что в интернете ничего подобного не найти. А вот второй тур мне сложно оценить однозначно. Дело в том, что я когда-то сам окончил психологический факультет и поэтому не понаслышке знаю о разнообразных психотехниках, в том числе групповых тренингах и деловых играх. Но я всегда старался дистанцироваться от любых форм участия в них, так как считал, что они «на корню» уничтожают наиболее осмысленную, гуманитарную составляющую психологической науки. Сейчас мое отношение к психотехникам стало более взвешенным, и я готов признать, что в некоторых сферах жизни их применение может быть оправдано для формирования практических навыков.
Однако, давая нам водную ко второму туру конкурса, организаторы совершенно явным образом делали акцент не на навыки и умения, а на личностные качества. И я сильно не уверен, что за один день в ограниченном наборе испытаний — причем все они объединены игровой формой — можно раскрыть хотя бы некоторые из них. Но, подав заявку на этот конкурс, я взял на себя определенные обязательства. Сейчас я могу себе позволить эту небольшую теоретическую рефлексию, но, бегая по «отсекам космического корабля», я старался от нее отрешиться.
— И как в итоге, вам понравилось? В эмоциональном плане для вас участие в конкурсе было комфортно?Илья Гурьянов
— Это сложный вопрос. С одной стороны, я всегда дистанцировался от таких мероприятий, а с другой — было действительно неплохо, а для студентов бакалавриата еще и полезно: с точки зрения организации все происходящее было очень грамотно и понятно выстроено. Некоторая наивность происходящего меня лично не смущала. Я даже пережил легкую ностальгию, так как понимаю, что никогда в жизни не смогу больше участвовать в мероприятиях такого формата, поскольку в этом году, окончив второй курс магистратуры, перестану быть студентом.
Возможно, когда-то, выбирая между теоретической психологий и работой в сфере прикладной психологии, я был более пристрастен в оценке обеих этих сфер деятельности, так как это было связано с выбором жизненного пути. Сегодня, когда сфера моих профессиональных интересов более или менее определена — я работаю в Институте гуманитарных историко-теоретических исследований ВШЭ, занимаюсь историей знания — мне кажется, мои оценки стали более объективными.
Я рад, что принял участие в конкурсе и не жалею о проведенном здесь времени. Кроме того, как сотрудник учебной части факультета истории ВШЭ я смогу более взвешенно рекомендовать студентам, участвовать им или нет, исходя не только из общих соображений о целях подобных стипендиальных программ, но и из личного опыта прохождения отбора. А учитывая, что тренинги приобретают все больший удельный вес в нашей жизни, то для меня как для исследователя это стало возможностью лучше понять современность и наше поколение студентов.
Людмила Мезенцева, Новостная служба портала ВШЭ
Фото Василия Бегаля