• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

От «математической магии» до свободного ПО

От «математической магии» до свободного ПО

Доцент кафедры высшей математики Илья Щуров нашел способ облегчить студентам и преподавателям работу с дифференциальными уравнениями. Он разработал методику обучения студентов решению дифференциальных уравнений с помощью свободного ПО. С проектом «Использование системы IPython Notebook в преподавании математических курсов» Щуров стал победителем конкурса «Создание оригинального междисциплинарного учебного курса» Фонда образовательных инноваций ВШЭ.

Об устройстве курсов и технических «трюках»

Мы с моей коллегой Ириной Аскольдовной Хованской и профессором Юлием Сергеевичем Ильяшенко регулярно обсуждали, как правильно преподавать дифференциальные уравнения студентам, для которых математика — рабочий инструмент, но не специализация. Например, экономистам. Ведь студенты и исследователи-экономисты часто строят модели социально-экономических процессов, которые сводятся к дифференциальным уравнениям.

Как обычно устроено большинство математических курсов? Есть теоретическая (лекционная) часть, и есть семинары, на которых обсуждается, как с помощью ручки и бумаги решать задачи. Зачастую речь идет о разнообразных технических приемах и «трюках», такой «математической магии», позволяющей решать какие-то классы уравнений. Однако сейчас необходимость в знании этих «трюков» падает, так как компьютеры и математические пакеты частично берут на себя техническую работу.

Мне хотелось создать курс по дифференциальным уравнениям, включающий в себя помимо глубокой теории и традиционных семинаров еще и сильную компьютерную составляющую. Его задача — дать студентам возможность использовать компьютерные инструменты для решения практических задач, переводить задачи на «компьютерный» язык и правильно интерпретировать ответ.

О том, почему именно Python

Я некоторое время раздумывал над тем, какой компьютерный инструмент можно использовать для наших задач в рамках курса «Дифференциальные уравнения». Например, на курсе математического анализа мы использовали веб-сервис WolframAlpha, но для дифференциальных уравнений его возможностей не хватает. Можно взять что-то более сложное, например, «старшего брата» WolframAlpha, систему Wolfram Mathematica, или близкую к ней по функциям систему Maple, или еще какие-то подобные инструменты. Все это довольно мощные, сложные и дорогие профессиональные системы. И мне кажется, не очень правильным использовать их в качестве основного инструмента для обучения, так как это создает у студента привязанность к конкретному продукту, и дальше он вынужден его покупать.

Надо помнить, что компьютеры не могут заменить исследователя — мало получить ответ, нужно еще понять, что он означает

Я решил обратиться к свободному программному обеспечению, в частности, к языку программирования Python. Для него разработан набор библиотек, которые позволяют достаточно эффективно работать с математическим аппаратом. Например, библиотеки для создания графиков и диаграмм matplotlib и pyplot, библиотека numpy для работы с векторами и матрицами (аналог MATLAB), система компьютерной алгебры SymPy, напоминающая Mathematica и другие.

Плюс ко всему, и это очень важно, есть среда IPython Notebook, позволяющая очень легко работать со всеми этими библиотеками в интерактивном режиме. Проще говоря, пользователь набирает несколько команд, нажимает ввод, а компьютер все считает и рисует картинку или выдает формулу в ответ.

Мы с моим коллегой, учебным ассистентом этого курса Андреем Петриным написали библиотеку вспомогательных функций, которые упрощают работу с IPython Notebook для наших задач. Например, наша библиотека позволяет нарисовать фазовый портрет дифференциального уравнения (грубо говоря, графики его решений) одной командой. В этой же среде я пишу конспекты лекций, демонстрируя, как с ее помощью можно решать уравнения, строить графики решений, фазовые портреты. Получается такой частично интерактивный конспект — можно его просто читать, а можно скачать исходный код, запустить его в IPython Notebook и смотреть, как будут меняться ответы и иллюстрации при изменении уравнений или каких-то параметров.

О практической пользе и сложностях внедрения

Курс «Дифференциальные уравнения» я читаю студентам 2-го курса совместного бакалавриата ВШЭ и РЭШ. Для них это курс по выбору. И так как не все записавшиеся на него студенты были готовы к тому, что им придется столкнуться с элементами программирования, часть, связанную с освоением системы IPython Notebook, мы сделали необязательной.

Чтобы пользоваться этой системой, глубоких знаний программирования не требуется, но так как это все же был новый для студентов материал, Андрей Петрин проводил дополнительные занятия, посвященные программированию. В итоге примерно четверть студентов курса участвовали в проекте. Хотя мне, конечно, хотелось бы, чтобы все слушатели научились пользоваться IPython Notebook. Может быть, через несколько лет эта часть станет обязательной.

Но при этом, конечно, надо помнить, что компьютеры не могут заменить исследователя — мало получить ответ, нужно еще понять, что он означает. А для этого необходимо хорошо знать теорию.

Например, вы моделируете демографическую ситуацию, выписываете дифференциальное уравнение для роста населения и видите, что решить его «руками» слишком сложно. (Вообще говоря, большинство дифференциальных уравнений не решаются явно.) Тогда вы вводите это уравнение в компьютер, и он вам мгновенно выдает решение в виде графика зависимости изменения численности населения от времени. Но достаточно ли этого? Допустим, по графику видно, что население медленно убывает. Можно ли сделать из этого какие-то выводы? Наверное, можно, но сразу возникают вопросы: что будет, если подождать очень долго, например, несколько тысяч лет — население вымрет совсем или стабилизируется на определенном уровне? А если поменять другие параметры модели? Чтобы научиться отвечать на такие вопросы, нужно владеть теорией и уметь многие вещи делать «руками», без компьютера.

О конкурсе и мотивации

Я с самого начала рассчитывал, что буду подавать заявку на конкурс ФОИ, это был дополнительный стимул разработать этот проект. К тому же, готовя заявку, я изучил похожие проекты, которые были до нас, и нашел коллег для будущей совместной работы. Система IPython Notebook может быть использована на любом математическом курсе, включающем в себя элементы математического анализа, линейной алгебры, дифференциальных уравнений и других разделов математики, требующих использования компьютерных инструментов для решения практических задач.

До 30 сентября идет прием заявок на осенний конкурс образовательных инноваций ФОИ. Заявки могут описывать оригинальные педагогические разработки курсов, семинаров, практикумов и других форм учебной активности. Для тех, чья идея не укладывается в заданные организаторами рамки шести направлений, есть «Вольная номинация». Подробную информацию и форму заявки можно найти на странице «Фонда образовательных инноваций».

P.S. Мы будем рассказывать и о других победителях конкурса ФОИ.

Людмила Мезенцева, новостная служба портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

НИУ ВШЭ проведет студенческую школу-конференцию «Математическая весна — 2023»

С 27 по 30 марта 2023 года в нижегородском кампусе НИУ ВШЭ пройдет четвертая студенческая школа-конференция «Математическая весна — 2023», которая организована Международной лабораторией динамических систем и приложений НИУ ВШЭ при поддержке мегагранта правительства РФ в рамках нацпроекта «Наука и университеты».

«Теория чисел помогает тренировать абстрактное и категорное мышление»

«Введение в теорию чисел» — авторский онлайн- курс Владимира Шарича, старшего преподавателя факультета математики НИУ ВШЭ. Программа воспитывает вкус к математической красоте и дает практические алгоритмичные инструменты для поиска ответов на теоретико-числовые вопросы. Курс интегрирован в учебные планы в формате смешанного обучения в Вышке и в вузах-партнерах.

В Вышке стартует курс ДПО для школьных учителей математики

3 октября в НИУ ВШЭ начинается программа ДПО «Математика и ее приложения для преподавателей старших классов». Она рассчитана на школьных учителей математики, информатики, естественных наук, а также студентов старших курсов педагогических вузов со специализацией «математика», «физика», «информатика».

Студенты ВШЭ заняли призовые места на международной олимпиаде по математике IMC-2022

29-я Международная студенческая олимпиада по математике (International Mathematics Competition for University Students) прошла в начале августа в смешанном формате — очно в болгарском Благоевграде и онлайн. Наград удостоились восемь учащихся факультета компьютерных наук и факультета математики Высшей школы экономики.

«Математика — это праздник, который всегда с тобой»

Почему всем нам нужно изучать математику? Как устроено математическое образование — в мире, России и Вышке? Где работают и чем занимаются выпускники математических специальностей? На эти и другие вопросы в интервью YouTube-каналу ВШЭ ответили Александра Скрипченко, декан факультета математики НИУ ВШЭ, и Иван Аржанцев, декан факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ.

Два проекта НИУ ВШЭ стали победителями в очередном конкурсе «мегагрантов»

В седьмой раз состоялся конкурс на предоставление «мегагрантов» для поддержки исследований под руководством ведущих мировых ученых. Научная группа в Нижнем Новгороде будет изучать динамические системы, а в Москве появится лаборатория социальной нейробиологии.

«Онкология – это вызов семье длиною в месяцы или даже годы»

Как выпускница Вышки борется с лимфомой

«Вся наша жизнь — динамическая система»

Недавно Лаборатория топологических методов в динамике, которой в нижегородском кампусе заведует профессор ВШЭ Ольга Починка, получила статус международной. О прикладной пользе исследований в фундаментальной математике и грандиозных планах на будущее Ольга Витальевна рассказала новостной службе портала. Это интервью — первое в рамках спецпроекта о работе Международных лабораторий Вышки.

Вышка подготовила учителей математики, с которыми детям будет интересно

Состоялся первый выпуск магистерской программы «Совместная магистратура ВШЭ и ЦПМ». Эта программа готовит высококвалифицированных учителей математики, интегрируя высокий научный потенциал факультета математики НИУ ВШЭ и практический опыт работы Центра педагогического мастерства в области школьного образования.

«Математика — это красиво»

Анна Кожина, стажер-исследователь Международной лаборатории стохастического анализа и его приложений НИУ ВШЭ, в прошлом году защитила степень PhD в университете Гейдельберга в Германии с максимальным баллом и ученую степень 1-го уровня в новом диссертационном совете Вышки. В этом году диссертация Анны отмечена премией Wilma-Moser как лучшая работа среди аспиранток-женщин в области естественных наук. В интервью порталу она рассказала, за что полюбила математику и как наука помогает держать себя в тонусе.