• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Перед нами стоит задача создать условия для получения востребованных рыночных продуктов»

На площадке Высшей школы бизнеса в июне прошла стратегическая сессия на тему «Коммерциализация — приоритетный фокус инвестиционной политики НИУ ВШЭ». В ее работе приняли участие представители различных подразделений университета. Основная цель мероприятия состояла в поиске новых инвестиционных подходов и повышении активности разработки и выведения на рынок продуктов и технологий.

Шамиль Ахметов
© Высшая школа экономики

Открывая первую часть стратегической сессии, проректор НИУ ВШЭ Шамиль Ахметов акцентировал внимание на том, что развитие системы высшего образования вступило в новый период, который требует коренного переосмысления подходов к управлению. Этот тезис был, в частности, подтвержден руководством Минобрнауки России на стратегической сессии для управленческих команд университетов ЦФО, которая состоялась на базе НИУ ВШЭ в начале июня. Вузам необходимо осуществить переход от модели управления ресурсами к модели создания ценности. В этой логике вся система высшего образования должна трансформироваться в то, что в современной терминологии можно назвать «система 4.0: образование — наука — инновации — производство». Несмотря на увеличение финансирования науки, и в частности R&D, со стороны государства, существующие цепочки трансфера знаний и технологий в экономический оборот не работают в полную силу. Это приводит к тому, что часть научных знаний так никогда и не покидают лаборатории, хотя имеют большой потенциал для будущего.

«Долгое время мы шли по пути экстенсивного развития и в основном накапливали научные знания. Пришла пора превращать их в осязаемые результаты, путем общей дискуссии понять, как сфокусировать ресурсы университета на перспективных, прорывных направлениях, связать их с запросами рынка и конкретных заказчиков», — пояснил Шамиль Ахметов.

По оценке проректора, для качественных изменений развития университета необходимо внедрение инвестиционной модели финансирования и развитие потенциала коммерциализации производимых в Вышке знаний и разработок. Очевидно, что существующая модель поддержки имеет издержки и препятствует созданию новых продуктов. Необходимо помогать командам, которые могут привлечь дополнительное финансирование. Еще один важный фактор — сотрудничество с крупным и средним бизнесом.

Александр Балышев
© Высшая школа экономики

Проректор Александр Балышев в своем докладе рассказал об ограничениях и возможностях, которые дает Вышке реализация программы фундаментальных исследований. Руководители научных подразделений должны понимать потребность рынка в компетенциях Вышки и выявлять коллективы, которые могут удовлетворять эту потребность и у которых есть соответствующий задел.

© Высшая школа экономики

Директор по научным проектам НИУ ВШЭ Сергей Гарбук сделал акцент на возможностях разработки и коммерциализации наукоемких продуктов в кооперации с индустриальными партнерами. Он перечислил национальные цели развития России на период до 2036 года, в достижение которых Вышка может внести свой вклад, и рассказал о логике реализации научно-технических проектов с использованием большого спектра механизмов государственной поддержки. «Важно, что у каждого такого проекта должен быть индустриальный партнер — потребитель, который заинтересован в практическом использовании результатов исследований. А исследовательские команды университета должны обеспечить высокий уровень практической значимости результатов, необходимый для успеха такого партнерства», — подчеркнул он.

Антон Яновский
© Высшая школа экономики

Директор Центра коммерциализации разработок и трансфера технологий (ЦКРТТ) НИУ ВШЭ Антон Яновский напомнил о механизмах поддержки коммерциализации, которые уже сформированы в университете. «Они помогают инициаторам проектов превращать знания в продукты, которые находят практическое применение. Мы заинтересованы в кратном росте результатов, в получении прав на которые были бы заинтересованы наши индустриальные партнеры. Это должно стать не только источником дополнительного дохода для университета, но и еще одним подтверждением конкурентоспособности наших научных компетенций», — отметил он.

Андрей Зизин
© Высшая школа экономики

Заместитель старшего директора по финансовой работе НИУ ВШЭ Андрей Зизин в своем докладе отметил, что уровень подготовки инвестиционных проектов и проработки документации в университете невысокий. Было отмечено, что необходимо проводить образовательные мероприятия, нацеленные на улучшение навыков подготовки презентаций, бизнес-планов и финансовых моделей проектов. До конца года при участии финблока планируется проведение программы повышения квалификации сотрудников Вышки, разработанной ЦКРТТ. Все желающие будут иметь возможность научиться разговаривать на языке венчурных инвесторов и индустриальных партнеров.

Андрей Лавров
© Высшая школа экономики

Старший директор по коммуникациям НИУ ВШЭ Андрей Лавров предложил перейти от продуктоцентричной модели маркетинга научных исследований к клиентоцентричной. По его мнению, университету нужен централизованный сервис маркетинга и продаж, доступный научным и образовательным подразделениям. «Работа по проектированию продуктов должна начинаться с анализа рынка и определения, кто твой клиент, каковы его потребности и какой продукт ему может быть необходим», — считает он.

Дирекция по маркетинговым коммуникациям НИУ ВШЭ готова выступить партнером — проводить исследования, упаковывать и продвигать проект. Но прежде все же нужно перейти в целеполагании от фиксации того, какие компетенции у нас есть (будь то ИИ, STEM, социально-гуманитарные науки или креативные индустрии), к поиску ниш для создания востребованного рынком продукта, который, в свою очередь, создаст ценность для клиента, удовлетворит его явные или неявные потребности, добавил Андрей Лавров.

Не менее интересной была вторая часть стратегической сессии, которая включала групповую практическую работу. Участники прорабатывали пути преодоления барьеров, сдерживающих развитие процессов коммерциализации в ВШЭ, размышляли о внешних и внутренних возможностях, которые есть у коллективов университета.

По итогам работы трех групп были сформированы презентации, в которых участники предложили мероприятия и инструменты по преодолению ограничений и эффективному использованию существующих внешних и внутренних возможностей НИУ ВШЭ. Проведенное мероприятие является началом большой работы. Полученные материалы станут основой для разработки комплексного плана развития коммерциализации технологий и продуктов с учетом принципов инвестиционной политики ВШЭ.

Вам также может быть интересно:

Как побудить российский бизнес и граждан стать инвесторами

Одно из пленарных заседаний XIX Апрельской международной научной конференции НИУ ВШЭ было посвящено новым инструментам инвестиционной политики. Собравшиеся эксперты обсуждали, какие механизмы могут привести к активизации инвестиций в экономику России.