Электросамокаты: битва за Москву
Центр СИТИ (социальных исследований и технологических инноваций) факультета городского и регионального развития ВШЭ провел исследование актуальной столичной проблемы: как москвичи относятся к электросамокатам на улицах. Ученые выяснили, чего горожане ждут от этого вида транспорта и как сделать его использование более безопасным. Результаты опроса были представлены на круглом столе, состоявшемся в университете 6 июня 2024 года.
В последнее время сильно возросла актуальность темы электросамокатов, а именно их опасности для других участников движения. Число ДТП с участием электросамокатов за 2023 год по сравнению с 2022 годом увеличилось на 229%. Произошло более 3 тысяч ДТП с участием СИМ (средств индивидуальной мобильности, к которым относятся самокаты), завершившихся летальным исходом для 43 человек и ранениями 3177 россиян. Операторы кикшеринга отреагировали на происходящее, увеличив размер штрафов для пользователей за нарушение правил. В марте 2023 года были приняты поправки и к правилам дорожного движения, регулирующим проезд средств индивидуальной мобильности. Многие города, включая Москву, Санкт-Петербург, Пермь, Екатеринбург, Красноярск, попытались воздействовать на недобросовестных водителей ограничением скорости движения, зон парковки и использования СИМ. Центр СИТИ провел социологический опрос, чтобы выяснить, как москвичи относятся к использованию электросамокатов.
Итоги этого исследования и оказались в центре внимания экспертов, которые собрались за круглым столом, организованным ФГРР ВШЭ. Участие в дискуссии приняли:
Евгений Михайленко, декан факультета городского и регионального развития, директор Центра СИТИ (Центр социальных исследований и технологических инноваций) НИУ ВШЭ
Полина Стасюк, руководитель проектов новой мобильности Дептранса Москвы
Георгий Зелинский, руководитель направления по связям с государственными органами ООО «Юрентбайк.ру»
Михаил Виноградов, президент фонда «Петербургская политика»
Мария Сергеева, политолог
Яков Якубович, координатор проектов социальной сферы, преподаватель кафедры общественно-социальных институтов РГСУ
Илья Дуничкин, ведущий эксперт Центра исследований «Умного города» ФГРР НИУ ВШЭ
Михаил Денисов, предприниматель, блогер, основатель Центра индивидуальной мобильности
Алексей Смирнов, директор по развитию компании «STEP.Транспортные решения»
Модератором встречи выступил Андрей Борисов, ведущий эксперт Центра транспортного моделирования Института экономики транспорта и транспортной политики ФГРР НИУ ВШЭ. Он отметил, что один из основополагающих принципов безопасности дорожного движения — разделение потоков. «Я как заядлый пользователь электросамоката ощущаю себя комфортнее, когда рядом нет пешеходов. Мне не хочется ехать медленно и всех обгонять, я бы хотел пользоваться обособленной инфраструктурой», — сказал Андрей Борисов. Он также обратил внимание участников дискуссии на особенности использования СИМ в других странах: «К примеру, в Японии электросамокат регистрируется в полиции, имеет государственный регистрационный знак, он оснащен поворотниками и зеркалами заднего вида. Сейчас в России, насколько понимаю, эта практика реализуется только как эксперимент, а СИМ с поворотниками есть всего у одного сервиса. И я, как пользователь, могу сказать, что действительно ощущаю себя безопаснее, если есть поворотники».
Самокаты захватили улицы города в период пандемии, напомнил Яков Якубович. Тогда люди опасались пользоваться общественным транспортом и старались передвигаться на самокатах, велосипедах. И вот уже третий сезон мы наблюдаем хроническое нарушение правил дорожного движения, посетовал он. «Яркий пример — сегодня я еду по Гоголевскому бульвару, и вдруг навстречу мне огромная толпа пешеходов идет, по сути, по той же самой велополосе. Как вы думаете, почему они там идут? Обходят груду самокатов, которые лежат на тротуаре», — рассказал эксперт. Нарушителей необходимо привлекать к ответственности, уверен он. «За эту неделю я сфотографировал столько нарушений, но даже не сомневаюсь, что никто из нарушителей не был привлечен к ответственности. Если бы их привлекали к ответственности, если бы эти нарушения фиксировались массово, мы бы всего этого не видели», — считает Яков Якубович.
Общее отношение москвичей к электросамокатам
В ходе проведенного ФГРР ВШЭ опроса почти половина жителей столицы (48%) признались, что электросамокаты на улицах вызывают у них резко негативные эмоции. Безусловно положительно к этому виду транспорта относятся всего 11% опрошенных.
Всего 20% москвичей отметили, что благодаря электросамокатам по городу стало удобнее передвигаться, а вот 50% опрошенных занимают прямо противоположную позицию. 16% находятся в раздумьях и сохраняют нейтральное отношение.
Больше половины респондентов (55%) считают электросамокаты настоящей угрозой безопасности (в обратном убеждены только 12%). Еще 45% уверены, что этот вид транспорта опасен и для автомобилистов. И все-таки число решительно настроенных запретить электросамокаты граждан не превысило 40%, а чуть больше трети опрошенных вообще сочли эту меру излишней.
Люди в большинстве своем (58%) готовы мириться с присутствием электросамокатов на улицах, но главное, чтобы такие поездки осуществлялись исключительно на велодорожках/велополосах. 42% жителей столицы призвали снизить предельную скорость этого вида СИМ, а 39% предложили выдавать каждому электросамокатчику документ, который бы подтвердил его знание ПДД. Еще 36% выступили за возрастное ограничение: по их мнению, только с 16 лет допустимо управлять электросамокатом. А 32% считают, что пользоваться им вправе лишь совершеннолетние.
Евгений Михайленко, декан ФГРР ВШЭ, директор Центра СИТИ
«Почти 3/4 москвичей относятся к электросамокатам на улицах Москвы негативно. Отрицательных оценок почти втрое больше, чем положительных. Нынешняя ситуация не устраивает никого. Отсутствие четких правил и контроля за их соблюдением порождает конфликты, от которых страдают и пешеходы, и водители, и добросовестные самокатчики. Невозможно совместить идущего по тротуару пешехода и несущийся самокат, даже если это 15 км/ч. Как горожанин я обеспокоен этой ситуацией, а как исследователь считаю, что все идет очень медленно и если что-то принимается, то только полумеры. Я понимаю, что самокаты не запретить полностью, но нужно сделать их безопасными. Нужны действительно эффективные регуляторные меры, которые сохранят здоровье и спасут многие жизни».
По итогам обсуждения результатов исследования эксперты предложили следующие меры:
пересмотреть поправки в ПДД, которые регламентируют, что относится к СИМ, внести туда и велосипеды, и электровелосипеды;
установить для всех СИМ общие скоростные ограничения;
там, где СИМ могут ехать в общем потоке с автомобилями, оставить ограничение скорости до 25 км/ч;
в пешеходных зонах ограничить скорость до 10 км/ч, за редким исключением — до 15 км/ч, если речь не идет об оживленных пешеходных улицах;
ввести обязательную регистрацию личных электросамокатов и выдачу идентификационных номеров, что позволит легче отслеживать нарушителей;
распространить эти ограничения не только на арендные электросамокаты, но и на личные, скорость которых в настоящее время фактически не контролируется;
осуществлять мониторинг передвижения электросамокатов с помощью GPS-технологий и камер видеонаблюдения для обеспечения соблюдения правил;
сформировать рабочую группу из представителей различных структур (в т.ч. общественных), заинтересованных в защите прав пешеходов и автомобилистов.
Репрезентативный онлайн-опрос среди жителей Москвы об отношении к электросамокатам проведен Центром СИТИ (социальных исследований и технологических инноваций) ФГРР ВШЭ в конце мая 2024 года. Метод исследования — онлайн-опрос поточным методом (river sampling). Объем выборки — 800 респондентов. Выборка квотная, стратифицированная по полу и возрасту. Максимально возможная статистическая погрешность не превышает 3,5%.