• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Высшая школа экономики подготовила экспертное мнение по проекту федерального бюджета на ближайшие три года

Высшая школа экономики подготовила экспертное мнение по проекту федерального бюджета на ближайшие три года

© iStock

Эксперты ВШЭ отмечают, что подготовленный правительством проект бюджета призван обеспечить переход от антикризисной экономической политики к политике устойчивого роста экономики и повышения благосостояния граждан. И в целом он решает указанную задачу. В то же время некоторые положения бюджета требуют доработки. В частности, речь идет об увеличении финансирования аспирантуры и дополнительного профессионального образования, а также о росте расходов на исследования и разработки и поддержку инноваций.

Экспертное мнение НИУ ВШЭ по проекту федерального бюджета на 2022 год и плановый период 2023–2024 годов направлено в правительство и Государственную думу РФ. В документе отмечается, что проект бюджета призван обеспечить переход от антикризисной экономической политики к политике устойчивого роста экономики и повышения благосостояния граждан и он в основном отвечает этой задаче, а предложенная концепция в целом заслуживает поддержки.

Эксперты университета позитивно оценивают тот факт, что бюджетная сбалансированность и устойчивость по-прежнему входят в число основных приоритетов правительства. Возврат с 2022 года к бюджетным правилам позволит защитить российский бюджет от колебаний мировой конъюнктуры, в том числе в условиях разворачивающихся процессов декарбонизации, которые в перспективе могут привести к значительному снижению спроса на углеводороды и сокращению нефтегазовых поступлений федерального бюджета.

Отмечается, что надежная сбалансированность доходов и расходов государства важна для обеспечения защиты российской экономики от внешних шоков, возможных катаклизмов, таких как пандемия коронавируса, санкций и других потенциальных препятствий для достижения национальных целей развития.

«Следует поддержать и предусмотренную в бюджете глубокую реструктуризацию государственных программ и национальных проектов, разделение проектных и процессных мероприятий, увеличение в структуре межбюджетных трансфертов доли субсидий региональным бюджетам на реализацию национальных проектов», — говорится в экспертном мнении ВШЭ.

Макроэкономический прогноз, на основе которого разработан проект бюджета, по мнению экспертов, реалистичен при условии энергичного осуществления назревших институциональных преобразований, в том числе существенного улучшения инвестиционного климата.

В то же время отдельные положения законопроекта о федеральном бюджете требуют доработки на этапе его рассмотрения Госдумой. «Поддерживая соблюдение бюджетной сбалансированности, целесообразно изыскать внутренние резервы для увеличения наиболее приоритетных расходов, а именно межбюджетных трансфертов, финансирования социальной политики, расходов на образование, науку и здравоохранение», — подчеркивается в документе.

В частности, к числу настоятельно требующих решения следует отнести проблемы двух сегментов системы образования: аспирантуры и дополнительного профессионального образования. Отмечается, что на сегодня в России меньше аспирантов, чем в некоторых странах Европы с населением в 2–3 раза меньшим, чем в России. При этом эффективность данного уровня образования крайне низкая — около 10,5%. Основная причина этого заключается в отсутствии достаточной финансовой поддержки аспирантов для занятий исследовательской работой. По расчетам Института образования НИУ ВШЭ, обеспечение аспирантов грантами на исследования стоило бы 9,9 млрд рублей за четыре года (в перспективе четырехлетнего цикла подготовки). «Это не только повысило бы эффективность подготовки кадров высшей квалификации для науки и технологий, но и кратно увеличило бы научную продуктивность», — полагают эксперты ВШЭ.

Что касается ДПО, то Россия отстает от стран ОЭСР по охвату этим видом образования взрослого населения в два раза. В проекте бюджета на 2022 год расходы на ДПО выросли на 9% по сравнению с расходами, предусмотренными федеральным бюджетом на 2021 год. Однако доля расходов на дополнительное профессиональное образование в общих расходах на образование систематически снижается. В 2020 году на ДПО приходилось 2,17% суммарных расходов на образование, в 2021 году — 1,9%, а в проекте бюджета на 2022 год заложено финансирование, составляющее 1,86% запланированного объема расходов на образование.

Между тем создание большего количества эффективных программ ДПО и их всестороннее развитие «могло бы стать одним из ключевых драйверов развития современной экономики Российской Федерации», уверены эксперты Высшей школы экономики.

В документе указывается также, что тема науки и инноваций в проекте федерального бюджета на 2022–2024 годы и повестке бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики России на этот период акцентирована в меньшей степени, чем прежде. С точки зрения специалистов НИУ ВШЭ, это заслуживает критической оценки с учетом уроков и глобальных последствий пандемии, одним из признанных рецептов преодоления которых является рост расходов на исследования и разработки и поддержка инноваций.

Вам также может быть интересно:

Ярослав Кузьминов представил в Госдуме точку зрения экспертов ВШЭ на проект федерального бюджета

Комитет Госдумы по бюджету и налогам 25 октября рекомендовал парламенту принять в первом чтении проект федерального бюджета на 2022–2024 годы. Научный руководитель ВШЭ Ярослав Кузьминов, который вместе с ректором РАНХиГС Владимиром Мау принимал участие в заседании комитета, отметил, что бюджет в целом решает задачи, стоящие перед правительством и страной, но необходимо увеличивать расходы на образование, науку, миграционную политику и пр.

Эксперты ВШЭ предложили ряд изменений в проект федерального бюджета на 2016 год

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» подготовил экспертное заключение по проекту федерального бюджета на 2016 год. Заключение было представлено на заседании комиссии Государственной Думы по бюджету и налогам 2 ноября.

Государство экономит на здоровье

Расходы на здравоохранение, заложенные в федеральном бюджете на ближайшие три года, неизбежно приведут к снижению качества медицинской помощи в России. Такой вывод можно сделать из анализа бюджетных расходов, проведенного экспертами Центра развития НИУ ВШЭ в очередном выпуске бюллетеня «Новые Комментарии о государстве и бизнесе».