• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Туризм в эпоху пандемии: Черное море вместо Средиземного, Петербург вместо Парижа

Дворцовая площадь, Санкт-Петербург

Дворцовая площадь, Санкт-Петербург
© iStock

Пандемия коронавируса нанесла мощный удар по туристической индустрии. Хотя меры господдержки смягчили негативные эффекты, многие компании не переживут кризиса и уйдут с рынка. В то же время открылось окно возможностей для развития внутреннего туризма, полагают эксперты Высшей школы экономики.

Центр исследований структурной политики, Институт анализа предприятий и рынка, Институт «Центр развития» НИУ ВШЭ запустили серию научных семинаров, на которых представляются результаты проекта по анализу реакции ведущих отраслей российской экономики на кризис, вызванный пандемией COVID-19. Проект реализуется при поддержке Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП).

Юрий Симачев

Очередной семинар был посвящен туристической индустрии. Директор Центра исследований структурной политики НИУ ВШЭ Юрий Симачев пояснил, что ситуация в разных сферах экономики исследуется на микро- и макроуровнях. На основе интервью с представителями отрасли и данных статистики анализируется, как та или иная отрасль пережила кризис, как реагировала на новые вызовы и как оценивает господдержку. Он подчеркнул, что доклады представляют экспертные оценки, а не официальную позицию НИУ ВШЭ, что позволяет не сглаживать острых углов и создавать повестку для будущих обсуждений.

Доклад о тенденциях развития туристической отрасли подготовили: директор Института анализа предприятий и рынка НИУ ВШЭ (ИАПР) Андрей Яковлев, заместитель заведующего лабораторией «Эмпирический анализ предприятий и рынков в переходной экономике» ИАПР Ольга Балаева и старший научный сотрудник  этого подразделения Нина Ершова, доцент Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Марина Предводителева, заместитель директора Института «Центр развития» НИУ ВШЭ Светлана Мисихина.

Андрей Яковлев отметил, что туризм стал одной из наиболее пострадавших отраслей. При этом пандемия открыла окно возможностей для развития внутренних путешествий. Он пояснил, что в части эмпирических данных авторы доклада изучали туристическую отрасль в узком понимании этого термина, не включая объекты размещения и услуги питания. Однако рекомендации для формирования политики в этой области были сформулированы с учетом более широких экономических и социальных эффектов, которые туризм оказывает на региональную экономику.

Андрей Яковлев

Директор ИАПР полагает, что необходимо учитывать сегментацию сектора и его внутреннюю неоднородность. Туризм развивался стихийно-рыночным путем вслед за спросом и по мере роста доходов населения активнее росли компании, специализировавшиеся на заграничных поездках. Росту внутрироссийского туризма препятствовали высокая стоимость поездок по стране, ограниченность маршрутов для организованных путешествий, отсутствие у региональных властей стимулов для развития внутреннего туризма, неразвитые коммуникации между властью и бизнесом, недостаток специалистов по туризму в провинции.  Вследствие этого слабо развиты межрегиональные связи, нет механизмов формирования межрегиональных маршрутов, возникают проблемы с соотношением цены и качества обслуживания.

По мнению Андрея Яковлева, отдача от туризма (в виде создания новых рабочих мест и прироста налоговых доходов) обычно происходит в смежных секторах сферы услуг, однако приток туристов в регион может порождать прямые издержки (например, на сбор и переработку мусора). В результате региональные власти, стремясь оперативно найти дополнительные источники доходов, подчас повышают налоги на землю и имущество для собственников гостиниц, что сокращает стимулы к инвестициям в развитие инфраструктуры.

Искаженная структура сектора усугублялась неравномерностью регионального развития туризма. В последние годы он традиционно концентрировался в Краснодарском крае и Крыму, а въездной туризм развивался преимущественно в Москве, Санкт-Петербурге и Калининградской области. Остальные регионы в гораздо меньшей степени были включены в сложившиеся туристические потоки.

Пандемия нанесла тяжелый удар туристической отрасли. По оценкам экспертов, объем въездного туризма по итогам 2020 года не превысил 10% от уровня 2019 года, выездного – 30% (преимущественно за счет Турции), внутреннего – 60-70%. Относительно благоприятная ситуация в последнем сегменте сложилась за счет возобновления турпотока на отечественные курорты с июля, а также переориентирования части туристов на путешествия внутри страны. 

Наибольшие потери, по расчетам экспертов, понесли средние фирмы. Большую устойчивость продемонстрировали крупные компании и микропредприятия. Первые выживали за счет IT-технологий и сокращения расходов, вторые – за счет совмещения владения и управления и других видов деятельности.

Меры господдержки запаздывали, субсидирование зарплат началось уже после того, как часть компаний сократили штаты. Использованию этого инструмента также мешало несовпадение ОКВЭД. Кэшбэк – возвращение части средств, уплаченных за путешествие, – оказался эффективной мерой. Он привлек около 300 000 туристов. Но ей было трудно воспользоваться малым и микрофирмам, поскольку требовалось за очень короткий срок провести большую работу с участием IT-специалистов и бухгалтеров.

Другие меры (включая отсрочку уплаты налогов или страховых взносов) оказались менее действенными. По мнению участников рынка, «налоговые каникулы» могли быть более востребованными при продлении их действия. Они отметили, что постановление правительства об их продлении запоздало, его опубликовали 7 ноября 2020 года, когда участники рынка уже выплатили налоги.

В краткосрочной перспективе, предполагают авторы, возможен уход 30-50% игроков с туристического рынка. Большинство участников стремились, максимально сократив масштабы деятельности в период карантина, возобновить деятельность в новом сезоне. Но поскольку уже очевидно, что в 2021 году спрос не восстановится, многие фирмы (особенно в сегменте выездного туризма) уйдут из бизнеса.

Среди тенденций на рынке отмечались уменьшение глубины продаж, сокращение самостоятельного выездного туризма, снижение платежеспособности потребителей поездок внутри страны с одновременным значительным ростом популярности поездок на автомобиле и увеличением предложения авторских нишевых туров.

Андрей Яковлев отметил, что остановка зарубежных поездок дала стимул для развития внутреннего туризма. Люди, привыкшие к загранице, в 2020 году стали чаще путешествовать по России, и этот тренд сохранится в текущем году в силу ограничений на международные поездки. Эта ситуация создает «окно возможностей» для развития внутреннего туризма и снижения за счет этого регионального неравенства, которое остается серьезной социальной проблемой для России.

Для эффективного использования этого окна возможностей важным фактором является появление с 2019 года в Ростуризме новой команды, понимающей, что индустрия путешествий – сложный сектор, который не может развиваться за счет государственных средств и требует координации между всеми его участниками, включая бизнес, региональные и местные власти.

Директор Института социально-экономического проектирования НИУ ВШЭ Артем Шадрин назвал среди факторов возможного развития туризма местные инициативы по создание центров развития компетенций для диверсификации экономики моногородов. Он полагает важным развитие туристических кластеров, объединяющих инициативы туроператоров, гостиницы и других участников рынка, создающих долгосрочные предложения для развития территорий, когда городские власти становятся инвестиционными партнером в развитии туризма.

Гендиректор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин обратил внимание, что компании, стремившиеся переориентироваться с выездного туризма на внутренний, не всегда имели такую возможность, поскольку места размещения были заполнены до предела. Он позитивно оценил меры господдержки, хотя в абсолютных цифрах их эффект был небольшим. Существенной мерой для отрасли стало снижение ставки страховых взносов с 30 до 15%. Сергей Ромашкин надеется на улучшение ситуации в 2021 году и отмечает изменение структуры спроса.

В прежние годы спрос делился примерно пополам между черноморскими курортами и культурно-познавательным туризмом, сейчас пляжное направление лидирует в соотношении примерно 85 на 15

Одна из причин, полагает представитель туриндустрии, в готовности выездных «пляжных» туристов поменять Средиземное море на Черное, и нежелании другой категории путешественников ехать в Петербург вместо Парижа и в Казань вместо Барселоны. Внутреннему туризму, считает Сергей Ромашкин, будет непросто привлечь  новую аудиторию, поскольку туристы весьма консервативны и быстро возвращаются в привычные места, как показало восстановление рынка после падения доходов в 2014-2015 годах и закрытия Турции в 2016 году.

Развитие внутреннего туризма  будет сложным, сейчас очень мало инвесторов в отрасль, многие из них пытаются продать отели. Собственники, не успевшие завершить строительство, останавливают его или удлиняют сроки их сдачи. Необходимо, уверен гендиректор «Дельфина», разрабатывать долгосрочную стратегию развития туризма, готовить перезапуск отрасли.

Андрей Яковлев, подводя итоги семинара, предположил, что ситуация после шока будет стабилизироваться, но возвращение туристов на международные маршруты или их интерес к внутреннему туризму во многом зависит от политики государства и регуляторов. Он считает, что Ростуризм играет сейчас конструктивную роль. Однако не менее важны готовность бизнеса кооперироваться для реализации совместных проектов, а также появление в регионах руководителей, понимающих роль туризма для развития местной экономики и решения социальных проблем.