• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Вышка выстраивает систему обучения медиаграмотности: с детского сада и до магистратуры

Вышка выстраивает систему обучения медиаграмотности: с детского сада и до магистратуры

Фото: Высшая школа экономики

1–2 июня 2023 года НИУ ВШЭ совместно с Городским методическим центром Департамента образования и науки Москвы провели 2-ю Всероссийскую научно-практическую конференцию «Преподавание основ медиаграмотности в системе среднего образования: теории, практики, перспективы». Тема этого года — «Медиаобразование в детском саду и школе».

Лекции и мастер-классы конференции были разбиты на четыре трека: дошкольный, младшая школа и два возраста средней школы. Медиаграмотности сегодня нужно обучать всех, лавина информации обрушивается и на детей, и на взрослых. Как правильно выстроить обучение, предлагали эксперты на конференции. Ее основой стал обмен опытом медиапедагогов, учителей, воспитателей, работающих с детьми разного возраста. Кроме того, участники обсудили с заместителем руководителя Городского методического центра ДОНМ Светланой Камкой проект профстандарта «Медиапедагог». К сожалению, пока такой специальности официально нет, хотя во многих школах и Москвы, и других городов работают медиапедагоги.

Директор по специальным исследованиям компании Mediascope, приглашенный преподаватель Вышки Марина Пикулева представила результаты первого в нашей стране масштабного опроса медиапотребления детской аудитории в России. Руководитель Центра цифровых технологий Академии Министерства просвещения Юлия Федорова показала игру для учителей, которая позволяет погрузиться в нюансы информационной безопасности. Заместитель директора по воспитательной работе Ликино-Дулевского лицея Алексей Панфилов рассказал про инструменты, которыми пользуется для создания необычных видеопродуктов, и за несколько часов успел сделать комикс про то, как он добирался на конференцию из Подмосковья и какие выступления его особенно заинтересовали.

Заместитель директора Института медиа ФКИ Вышки Олег Дмитриев провел мастер-класс о том, как правильно выстраивать тексты и видеосюжеты. Также он рассказал о треке «Управление медиакоммуникациями в образовании», который открывается в этом году в рамках магистерской программы «Медиаменеджмент». Руководитель Центра трансформации юридического образования факультета права Вышки Роман Янковский проанализировал особенности российского законодательства об авторском праве и защите персональных данных.

Заведующий Проектно-учебной лабораторией медиакоммуникаций в образовании ФКИ Александр Милкус подчеркнул важность формирования медиаграмотности у дошколят и не только. В доказательство того, что порой фейк сложно распознать даже опытному педагогу, он во время пленарного заседания провел эксперимент. В презентации была приведена цитата некоего бразильского эссеиста о том, что людям нужно учиться по-новому воспринимать и обрабатывать обрушивающиеся на нас потоки информации. Сопровождала цитату фотография известного океанолога Жака Ива Кусто, обработанная с помощью искусственного интеллекта. И никто из участников конференции не заподозрил неладное.

«Детям тоже приходится сталкиваться с большими объемами информации. В этой ситуации задача учителя заключается в том, чтобы помочь ученикам найти правильный ответ, — заметил и.о. вице-президента Российской академии образования, декан факультета педагогического образования МГУ Виктор Басюк. — Учитель становится не просто преподавателем, но и сопровождающим в процессе медиаразвития ученика».

«Нашей главной целью является повышение уровня медиаграмотности среди школьников, который, к сожалению, не всегда отвечает ожиданиям профессионалов в области медиа», — обратила внимание известная телеведущая, директор Центра современных медиакоммуникаций ФКИ НИУ ВШЭ Арина Шарапова.

«С какого возраста стоит начинать обучение детей медиаграмотности? Если в качестве игрушек мы предлагаем ребенку телефон или планшет, то уже тогда важно освоить основы безопасного использования этих устройств», — поддержала главный посыл конференции доцент журфака МГУ Анна Толоконникова.

Роман Левкович

«Вышка ведет работу по повышению медиаграмотности не только обучая студентов в бакалавриате и магистратуре, учителей — на курсах дополнительного образования, — обратил внимание директор по связям с общественностью НИУ ВШЭ Роман Левкович. — Например, реализуется совместный проект по фактчекингу с АНО “Диалог Регионы” и “Лапша Медиа”. Интересные материалы и примеры разбора недостоверной информации можно прочитать на сайте HSE Daily и в экспертном телеграм-канале “Для понимания”». 

По итогам конференции будет подготовлено собрание выступлений участников и уже создана группа в Telegram для продолжения общения и обмена опытом.