• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Студенты Вышки представили результаты совместного с ВЭБ.РФ образовательного проекта

Учащиеся Высшей школы экономики презентовали результаты образовательного проекта университета и ВЭБ.РФ «Социальная ответственность и проекты бизнеса: актуальный международный опыт». Презентация состоялась на площадке городских лабораторий ВЭБ.РФ. В течение полугода под руководством наставников из ВЭБ.РФ студенты факультета экономических наук и факультета социальных наук НИУ ВШЭ изучали регуляторную базу и особенности социальных проектов крупных международных компаний.

На основе анализа студенты Вышки разработали пул рекомендаций для стимулирования социальной ответственности бизнеса в России. Среди них такие меры, как:

 разработка понятия «социальная ответственность бизнеса» для использования в законодательстве РФ;

 определение правил и норм, регулирующих деятельность компаний в области корпоративной социальной ответственности (КСО), создание механизмов контроля и мониторинга за выполнением требований в этой области;

 сотрудничество с международными организациями (ООН, Международная организация труда и т.д.) по вопросам разработки стандартов и рекомендаций в области КСО;

 деятельность по развитию культуры КСО в обществе и т.д.

Николай Пильник
Фото: ВЭБ.РФ

«Развитие и разнообразие проектной работы на факультете — один из наших главных приоритетов в настоящее время, — отметил доцент факультета экономических наук НИУ ВШЭ Николай Пильник. — Мы стараемся погружать студентов в решение прикладных задач вместе со специалистами из бизнес-структур, органов государственного управления или науки. Реализованный проект с ВЭБ.РФ, на наш взгляд, крайне удачный пример такого погружения. У наших студентов была реальная возможность в процессе работы не только глубоко вникнуть в исследуемые вопросы, но и регулярно общаться с коллегами из государственной корпорации, которые делились со студентами и своими подходами, и своей экспертизой. Надеемся в дальнейшем на расширение сотрудничества в аналогичном формате».

Об участии в проекте новостной службе «Вышка.Главное» рассказал Никита Мельников, студент второго курса магистерской программы «Политический анализ и публичная политика»:

Никита Мельников
Фото: ВЭБ.РФ

— Осенью у меня был предмет “Corporate Social Responsibility (CSR): business and state”, который вел доцент, кандидат политических наук Станислав Мясников. Я проникся концепцией корпоративной социальной ответственности, начал искать стажировки и проекты по данной тематике. Станислав предложил студентам поучаствовать в проекте с ВЭБ.РФ по этой теме. Я подал заявку на участие вместе с одногруппниками Дарьей Ларичевой и Игорем Гориным. Позднее к нам присоединился Степан Никифоров, который обучается на третьем курсе по направлению «Экономика и статистика». Я благодарен коллегам за энтузиазм и слаженную работу, а представителям ВЭБ.РФ — за то, что не только сопровождали наш проект, но и делились ценными рекомендациями и собственным опытом. Это было незабываемое и ценное приключение для нас всех!

Если говорить о проекте, то важно отметить, что сегодня компании все чаще придерживаются концепции КСО. Они выстраивают бизнес-модель таким образом, чтобы, помимо извлечения прибыли, также учитывать социальные и экологические аспекты. Одним из важнейших элементов данной концепции является предоставление нефинансовой отчетности — отчета о деятельности компании в области экологии и в социальной сфере. В таких отчетах можно найти информацию о программах по уменьшению выбросов, повышению инклюзивности на рабочих местах, о выделении средств на благотворительность и т.д. Существует ряд исследований, которые показывают, что компании, которые учитывают аспекты КСО в своей бизнес-стратегии, получают множество преимуществ — от увеличения дохода до популярности в медийном пространстве.

Наш проект был ориентирован на изучение международного опыта стран в сфере КСО. Мы проанализировали регулятивную базу США, Великобритании, Франции, Германии, Италии, Швейцарии, Польши и Швеции, а затем перешли к кейс-стади для того, чтобы исследовать тренды в упомянутых странах по различным секторам: энергетический и промышленный сектора, сельское хозяйство, IT, строительство и финансовый сектор. Идеально было бы еще изучить КСО на азиатском рынке, но мы были ограничены во временных ресурсах. В конце исследования предполагалось составить рекомендации для России. Мы включили в этот список увеличение осведомленности о CSR, создание национальных стандартов, то есть имплементацию гайдлайнов со стороны государства, которых могли бы придерживаться компании, и т.д. Также мы рекомендовали создать стимулирующие механизмы для бизнеса, и власти будто бы услышали наш совет. Президент РФ Владимир Путин на съезде Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) 16 марта 2023 года предложил идею о необходимости создания премии для российских компаний, которые демонстрируют высокую социальную ответственность. Уже в 2024 году он предложил наградить первых отличившихся на следующем съезде РСПП.

Я планирую продолжать развиваться в области CSR и ESG. Активно отслеживаю вакансии и стажировки по этому направлению. Уверен, что за устойчивым развитием — будущее. Генеральный директор одной из крупнейших инвестиционных компаний мира BlackRock Ларри Финк отметил: «Общество требует, чтобы компании, как государственные, так и частные, служили социальным целям. Чтобы со временем процветать, каждая компания должна показывать не только финансовые результаты, но и то, какой положительный вклад она вносит в общество».

Вам также может быть интересно:

Гражданская активность влияет на дорожные пробки

В предотвращении автомобильных аварий и пробок большая роль принадлежит социальному капиталу — способности людей к коллективным действиям. В России влияние социального капитала на дорожную ситуацию ниже, чем, например, в США. Исследование Л. Полищука, А. Макарьина и Д. Зубаревой.

Бизнес берет на себя обязанности муниципалитетов

Крупные российские компании используют поддержку социальной инфраструктуры по месту своей «прописки» как гарантию лояльности властей. Обзор статьи С. Леппэнена, М. Линдена, Л. Соланко.

Об успешном бизнесе с точки зрения общества в целом

Дэвид Грейсон — авторитетный эксперт мирового уровня в вопросах интеграции корпоративной ответственности в бизнес-стратегию, один из самых глубоких знатоков проблем социальной ответственности бизнеса. Недавно по приглашению Ассоциации Менеджеров России он приезжал в Москву.

Ответственность за влияние

Международный ежегодный форум People Investor 2011, прошедший в Москве в четвертый раз, на этот раз был посвящен управлению нематериальными рисками — экономическими, политическими, социальными и экологическими. Однако разговор, как и в предыдущие годы, в конечном счете неизменно переходил в область социальной ответственности компаний.