• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Региональный разрез мониторинга качества приема: ключевые аспекты

Региональный разрез мониторинга качества приема: ключевые аспекты

© Высшая школа экономики

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) при поддержке Минобрнауки России представляет третью часть мониторинга качества приема на бюджетные и платные места российских вузов в 2022 году, посвященную региональному разрезу. Исследование выполнено в Институте образования НИУ ВШЭ под руководством научного руководителя НИУ ВШЭ Ярослава Кузьминова.

В 2022 году 75% бюджетных мест предоставляется в региональные вузы. Эта цифра — прямой показатель того, что важно отдельно представить региональный разрез мониторинга качества приема.

В целом 2022 год показал стабильность в численности бюджетных мест, тогда как годом ранее, напротив, по итогам набора количество зачисленных на бюджетные места студентов выросло почти на 10%.

Увеличение числа зачисленных на бюджет* в 2022 году по сравнению с 2021 годом произошло в 42 субъектах РФ. Максимальный прирост — в Новгородской области (+31%), Псковской области (+21%), Республике Адыгея (+15%), Республике Коми (+11%) и Забайкальском крае (+11%). В 31 субъекте наблюдалось сокращение числа зачисленных на бюджет (в сумме на 6891 человека).

Регионы с крупнейшими системами высшего образования

Как и в 2021 году, 11 регионов зачислили в вузы больше 10 тыс. новых студентов. При этом в 8 из них общий прием вырос и только в 3 (Санкт-Петербург, Ростовская и Новосибирская области) несколько сократился. Напротив, в большинстве этих регионов наблюдается определенное снижение среднего балла. Сильнее всего он упал в Свердловской области — на 1,5 балла, с 70,2 до 68,7, на фоне ощутимого роста числа зачисленных — на 1000 человек. Почти на 1 балл упало среднее качество приема в Ростовской и Воронежской областях, при этом в Ростовской области это сопровождалось не ростом, а снижением числа зачисленных на 1,2 тыс. человек.

В целом по стране средний балл зачисления остался неизменным — 68,6. Это означает, что распределение студентов с высоким уровнем школьных знаний стало более равномерным, такие студенты чаще принимали решение оставаться в своем регионе.

Таблица 1

 

Число зачисленных, 2022 г.

Средний балл зачисления (полный прием), 2022 г.

Москва и Московская область

112 004

75

Санкт-Петербург

48 792

74,3

Свердловская область

17 132

68,7

Республика Татарстан

17 015

70,6

Ростовская область

15 021

64,7

Новосибирская область

14 857

67,1

Самарская область

13 647

67,1

Нижегородская область

11 825

69,3

Воронежская область

11 816

65,4

Краснодарский край

11 654

67,7

Красноярский край

10 567

65,1

В Москве и Московской области также сократилось число студентов, которые были зачислены на бюджетные места, — на 372 человека (-0,6%). В Санкт-Петербурге, напротив, их число выросло на 925 (+3,5%).

«Мы наблюдаем тренд на региональный разворот в обеспечении доступности высшего образования. Если сравнивать 2020 и 2022 годы, то практически во всех регионах произошел рост числа зачисленных на бюджет», — прокомментировал научный руководитель НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов.

Лишь в 7 субъектах отмечено сокращение: Карачаево-Черкесская Республика, Смоленская область, Владимирская область, Пензенская область, Липецкая область, Ивановская область, Республика Мордовия.

Если рассматривать регионы с набором более 500 студентов на бюджет, то максимальный прирост за два года был зафиксирован в Новгородской области (65%), Республике Марий Эл (62%), Орловской области (43%), Томской области (33%) и т.д.

В целом в регионах спрос на платные образовательные места остается устойчивым. В 2022 году произошло незначительное увеличение числа студентов, зачисленных на платные места (на 0,5%, или на 935 человек). По сравнению с итогом набора в 2020 году произошел более значительный прирост числа зачисленных — на 2241 человека (+1,25%). При этом 54 субъекта набрали более 500 платных студентов. Максимальный прирост в данной группе продемонстрировали Кабардино-Балкарская Республика (46,72%), Приморский край (84,47%) и Чеченская Республика (87,58%).

По сравнению с 2021 годом общее число зачисленных (бюджетный и платный прием) практически не изменилось. Однако это можно объяснить временными лагами. Так, сравнивая показатель с данными 2020 года, можно отметить, что общее число зачисленных увеличилось на 30 350 человек (+6,10%).

В 2022 году регионы практически равномерно распределились по четырем основным группам* по динамике численности приема: 1) увеличение бюджетного и платного приема; 2) падение бюджетного и платного приема; 3) увеличение бюджетного приема, падение платного приема; 4) падение бюджетного приема, увеличение платного приема. Чуть более многочисленной является группа, регионы которой демонстрируют рост численности бюджетного приема и падение численности платного приема. Подробный список регионов представлен в Приложении 1.

Регионы с наиболее высоким качеством приема

В 2022 году всего в 10 регионах среднее качество приема выше, чем среднее по России. В их числе — 5 регионов, вузы которых приняли отличников на 50% и более бюджетных и платных мест. В этой последней небольшой группе — важная перемена. С 2021 года из нее выбыла Свердловская область и добавилась Новгородская. То, что в «клуб 70+» попал этот регион — без богатых университетских традиций, всего с двумя университетами, — огромный успех как новгородских вузов, так и администрации области, последовательно повышающей репутацию региона.

Таблица 2

Регион

Средний балл зачисления (полный прием), 2022 г.

Москва и Московская область

75

Санкт-Петербург

74,3

Томская область

71,3

Республика Татарстан

70,6

Новгородская область

70,5

Республика Башкортостан

69,9

Калининградская область

69,7

Республика Карелия

69,4

Нижегородская область

69,3

Свердловская область

68,7

По сравнению с прошлым годом изменения претерпела группа из 8 регионов со средним баллом зачисления ниже 60 (школьная тройка). В 2022 году группу покинули Чечня и Бурятия, вновь попали туда Тыва и Калмыкия. 

Таблица 3

 

Средний балл зачисления

 

2022 г.

2021 г.

Республика Тыва

57,4

62,4

Сахалинская область

58,1

57,6

Забайкальский край

58,2

57,8

Республика Калмыкия

58,5

60,9

Амурская область

58,6

58,4

Карачаево-Черкесская Республика

58,6

57,5

Камчатский край

59,2

58,5

Республика Хакасия

59,6

59,7

Чеченская Республика

60,3

58,7

Республика Бурятия

60,5

58,2

Еще один показатель качества — число зачисленных без вступительных экзаменов победителей и призеров олимпиад школьников. Их в 2022 году стало больше — 7,4 тыс. против 7 тыс. в прошлом году. Традиционно они поступают в вузы пяти регионов, причем больше 86% — в вузы Москвы и Санкт-Петербурга. Эта тенденция в 2022 году сохранилась с 2021 года: доля столичных вузов не падает. Неизменным остается и число регионов, вузы которых не зачислили ни одного победителя и призера олимпиады, — их 30.

Таблица 4

 

Число зачисленных без вступительных экзаменов, чел.

 

2022 г.

2021 г.

В целом по РФ

7432

7048

Москва и Московская область

4697

4486

Санкт-Петербург

1722

1588

Томская область

196

202

Свердловская область

179

127

Новосибирская область

101

98

Стоимость обучения в 2021 и 2022 годах стабильна. В большей части регионов произошел прирост средней годовой стоимости, не превышающий, однако, уровня инфляции (условный размер 12%), — в 58 субъектах РФ. При этом именно в этой группе «с более стабильной динамикой стоимости обучения» сосредоточены регионы с более высоким качеством приема (70+). В 4 регионах прирост средней годовой стоимости превышает условный размер инфляции около 12%. При этом в 15 регионах средняя годовая стоимость снизилась по сравнению с 2021 годом.

С точки зрения наибольшей представленности укрупненных групп направлений подготовки (УГН) в регионах сохраняется ориентация как на программы, обеспечивающие базовые отрасли экономики и социального сектора регионов, так и на популярные среди абитуриентов программы. Топ-5 наиболее представленных УГН: «Педагогическое образование», «Юриспруденция», «Экономика», «Информатика и вычислительная техника» и «Математика» (представлены в 75+ регионах). Наименее представленные УГН в регионах: «Постановка действа (художественная постановка)» (5 регионов), «Теория искусств» (8 регионов), «Издательское дело» (9 регионов) и «Полиграфия и упаковка» (9 регионов). 


* Рассматривается набор более 500 студентов на бюджет.

* Представлены данные по 80 регионам. Анализ проведен без учета Магаданской области, Республики Алтай, Чукотского АО и Еврейской АО, участвующих в мониторинге.

Приложение

Прирост численности бюджетного и платного приема

  1. Астраханская область
  2. Кабардино-Балкарская Республика
  3. Красноярский край
  4. Курская область
  5. Липецкая область
  6. Нижегородская область
  7. Новгородская область
  8. Оренбургская область
  9. Республика Бурятия
  10. Республика Калмыкия
  11. Республика Саха (Якутия)
  12. Республика Северная Осетия — Алания
  13. Республика Татарстан
  14. Республика Тыва
  15. Республика Хакасия
  16. Свердловская область
  17. Чеченская Республика
  18. Чувашская Республика

Прирост численности бюджетного и падение численности платного приема

  1. Алтайский край
  2. Амурская область
  3. Архангельская область
  4. Брянская область
  5. Забайкальский край
  6. Калининградская область
  7. Калужская область
  8. Кемеровская область
  9. Костромская область
  10. Краснодарский край
  11. Курганская область
  12. Новосибирская область
  13. Пермский край
  14. Псковская область
  15. Республика Адыгея
  16. Республика Дагестан
  17. Республика Ингушетия
  18. Республика Коми
  19. Санкт-Петербург и Ленинградская область
  20. Сахалинская область
  21. Ставропольский край
  22. Тверская область
  23. Томская область
  24. Тульская область
  25. Челябинская область

Падение численности бюджетного и платного приема

  1. Белгородская область
  2. Владимирская область
  3. Ивановская область
  4. Карачаево-Черкесская Республика
  5. Кировская область
  6. Мурманская область
  7. Пензенская область
  8. Республика Карелия
  9. Республика Крым и Севастополь
  10. Ростовская область
  11. Рязанская область
  12. Смоленская область
  13. Тамбовская область
  14. Удмуртская Республика
  15. Ульяновская область
  16. Хабаровский край

Падение численности бюджетного и прирост численности платного приема

  1. Волгоградская область
  2. Вологодская область
  3. Воронежская область
  4. Иркутская область
  5. Камчатский край
  6. Москва и Московская область
  7. Омская область
  8. Орловская область
  9. Приморский край
  10. Республика Башкортостан
  11. Республика Марий Эл
  12. Республика Мордовия
  13. Самарская область
  14. Саратовская область
  15. Тюменская область
  16. Ярославская область

Вам также может быть интересно:

Мониторинг качества приема: основные результаты анализа в разрезе укрупненных групп направлений подготовки

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) при поддержке Минобрнауки России представляет вторую часть мониторинга качества приема на бюджетные и платные места российских вузов в 2022 году, посвященную укрупненным группам направлений подготовки (УГН). Исследование выполнено в Институте образования НИУ ВШЭ под руководством научного руководителя НИУ ВШЭ Ярослава Кузьминова.

Качество приема в российские вузы в 2022 году: основные итоги

Высшая школа экономики при поддержке Минобрнауки России представила результаты мониторинга качества приема на бюджетные и платные места российских вузов в 2022 году. Исследование выполнено в Институте образования НИУ ВШЭ под руководством научного руководителя Вышки Ярослава Кузьминова.

В российском высшем образовании сложилась новая реальность

28 декабря министр высшего образования и науки РФ Михаил Котюков и ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов представили полный вариант исследования итогов летней приемной кампании в российские вузы, включая платных студентов, филиалы и негосударственные вузы. Последние две категории вошли в мониторинг впервые, что позволило получить полную картину ключевого сегмента российского высшего образования.

Пути поступления в российские вузы: след ЕГЭ

Как изменились за последние десять лет пути поступления в вузы на программы бакалавриата и специалитета, и насколько заметно влияние ЕГЭ, показывает всероссийский опрос студентов очной формы обучения, проведенный в рамках Мониторинга экономики образования НИУ ВШЭ в 2006, 2010 и 2017 годах.

В 2018 году вузы набрали более сильных абитуриентов

Высокое качество приема демонстрируют все больше вузов, отличники предпочитают оставаться в регионах, практически все направления подготовки стали привлекательнее для абитуриентов — таковы выводы мониторинга качества приема на бюджетные места российских вузов в 2018 году. 25 сентября на пресс-конференции в ТАСС мониторинг представили вице-премьер Татьяна Голикова, руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов и ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов.

Успех обучения в вузе зависит от окружения студента

Приемная кампания в бакалавриат набирает обороты. Выбрать вуз, где будут учиться студенты с примерно таким же уровнем подготовки, что и вы, и оценить свои шансы на поступление можно с помощью Мониторинга качества приема в вузы прошлого года, подготовленного Высшей школой экономики.

Сильных вузов стало больше

В ведущих технических университетах резко вырос средний балл, население готово платить за качественное высшее образование, абитуриенты стали более рационально оценивать перспективы на рынке труда. Эти и другие выводы 8-го ежегодного мониторинга качества студентов, зачисленных в российские вузы по результатам ЕГЭ и олимпиад в 2017 году, были представлены 16 октября в МИА «Россия сегодня».

Спрос на педагогическое образование растет, дифференциация вузов усиливается

Подведены итоги мониторинга качества бюджетного и платного приема в государственные вузы в 2016 году. Как и в предыдущие годы, он был проведен рабочей группой НИУ ВШЭ в сотрудничестве с проектом «Социальный навигатор» МИА «Россия сегодня» при поддержке Минобрнауки России и Общественной палаты России.

Качество платного набора в ведущих вузах растет

13 октября в МИА «Россия сегодня» были представлены результаты ежегодного мониторинга «Качество платного приема в российские государственные вузы-2015», который был проведен Высшей школой экономики в партнерстве с проектом «Социальный навигатор» МИА «Россия сегодня» и при поддержке Минобрнауки России.

В технических вузах качество бюджетного приема значительно возросло

3 сентября в МИА «Россия сегодня» министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов, ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов и заместитель руководителя Рособрнадзора Александр Бисеров представили результаты мониторинга качества бюджетного приема в российские вузы в 2015 году. В топ-10 по качеству бюджетного приема ВШЭ заняла третье место, Санкт-Петербургский кампус ВШЭ — восьмое.