В Вышке обсудили новую модель распределения бюджетных мест в вузах
В Высшей школе экономики прошло заседание межведомственной рабочей группы, занимающейся подготовкой новой модели расчета и распределения контрольных цифр приема в вузы.
В основе обсуждения, участниками которого стали представители вузов и отраслевых министерств, — модель расчета контрольных цифр, подготовленная министерством науки и высшего образования РФ. О принципах ее разработки и основных параметрах рассказал директор департамента экономической политики Минобрнауки Андрей Омельчук.
Распределение контрольных цифр происходит в два больших этапа. На первом необходимо установить общий объем бюджетных мест (исходя из госгарантий и численности выпускников школ), их разбивку по укрупненным группам направлений и специальностей и по регионам. Здесь важна роль центров ответственности — министерств и ведомств, отвечающих за отраслевую подготовку, а также роль регионов, в которых происходит создание рабочих мест и трудоустройство подготовленных специалистов.
При региональном и отраслевом распределении бюджетных мест Минобрнауки предлагает учитывать данные о трудоустройстве по той или иной специальности за последние три года в конкретном регионе. В то же время некоторые члены рабочей группы считают, что более репрезентативными будут сведения о заработках — они учитывают и тех выпускников, кто не трудоустроен официально или находится на самозанятости.
директор департамента экономической политики Минобрнауки
Заместитель проректора ВШЭ Юлия Лежнина в связи с этим обратила внимание на еще одну проблему — недофинансирования отдельных направлений подготовки, популярных у абитуриентов. Конкурс на таких направлениях или специальностях оказывается настолько высоким, что абитуриентам даже с очень хорошими баллами приходится идти на платные места (характерный пример — востоковедение). На другие направления спрос заметно ниже, а бюджетных мест относительно много. В результате там бесплатно могут учиться абитуриенты с невысокими баллами, перспективы трудоустройства которых туманны.
Второй этап распределения контрольных цифр — конкурс между вузами. Они направляют заявки на то количество бюджетных мест, которое считают для себя необходимым. Но как совместить эти запросы, не выйдя за пределы общих контрольных цифр? Минобрнауки предлагает удовлетворять аппетиты вузов не пропорционально, а последовательно — от лучших вузов вниз по списку. Критерии такого ранжирования вузов также являются предметом дискуссии. Ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов считает, что более гибким подходом было бы не присваивать каждому вузу индивидуальный рейтинг, а объединять их в группы.
Минобрнауки первоначально предложило выделить до 10% от общего числа бюджетных мест лучшим вузам на федеральном уровне, а оставшиеся — распределять на региональном уровне. Ярослав Кузьминов полагает, что лучше было бы сохранить нынешний баланс: 30% на 70%.
Участники совещания также высказались за предоставление ведущим вузам большей гибкости при распределении контрольных цифр — делать это не по стандартной схеме с почти 60 укрупненными направлениями подготовки, а в рамках более общих направлений: по естественным, экономическим, гуманитарным наукам и проч.
Ярослав Кузьминов предлагает установить минимальное количество мест, которое может быть выделено каждому вузу по отдельному направлению подготовки, например, не менее 50 мест на массовых направлениях и не менее 25 — на остальных.
Выделять меньшее количество бюджетных мест экономически и организационно (в плане нагрузки на преподавателя) просто нецелесообразно, от этого страдает качество подготовки студентов
Все высказанные в ходе обсуждения рекомендации будут обобщены и представлены в Минобрнауки для доработки новой модели распределения контрольных цифр. Ее внедрение планируется начать в 2021 году, оно будет постепенным. Окончательный переход на новую модель предполагается завершить в 2025 году.
Кузьминов Ярослав Иванович
ректор НИУ ВШЭ
Лежнина Юлия Павловна
заместитель проректора НИУ ВШЭ