«Мы едем к границе обитаемого мира»
С 8 по 20 августа пройдет четвертая международная Летняя школа в Лапландии. О программе и целях Школы в этом году рассказывает ее организатор Сергей Медведев*, заместитель декана факультета прикладной политологии ГУ-ВШЭ.
— Сергей Александрович, в этом году вы провели Зимнюю школу в Альпах, в августе пройдет очередная, четвертая по счету, Летняя школа в Лапландии. Что объединяет эти мероприятия?
— Все школы объединяет одна концепция, которую мы назвали Escapes from Modernity, «побег из Модерна», причем побег как в переносном, так и в прямом смысле слова. Школы проходят в местах, где есть возможность получить опыт «проживания» в неординарных условиях — мы уходим в тундру, либо в горы, отказываемся от городской жизни с ее благами и «культурным отдыхом», таким как музеи, клубы, дискотеки, шопинг. Но конечно, некоторые элементы современной культуры продолжают для нас оставаться ключевыми, в частности, интернет, с ним связана концепция прошедшей Школы в Альпах под названием «Мир 2.0».
— Что значит «Мир 2.0»?
— В современном мире возникают новые интерактивные формы экономической, политической и социальной жизни с полноправным участием потребителей, пользователей. В этом смысле можно говорить о политике 2.0., экономике 2.0, культуре 2.0. и так далее. Политика 2.0 — это политика с максимальным вовлечением участников, которые добровольно отдают свое время и свои ресурсы для того, чтобы осуществить какую-то политическую перемену. Скажем, избирательная кампания Барака Обамы, и сам феномен Обамы — это новый вид политики. Типичная избирательная кампания — жестко структурированная и спланированная серия акций, в которых задействованы различные механизмы партийных машин. Обама же в своей предвыборной кампании сделал ставку на прямую работу с огромным количеством простых людей, в том числе через интернет-блоги, сообщества, чаты. В экономике также возникают новые форматы взаимодействия, например, компания Линукс использует программное обеспечение с открытым исходным кодом, который доступен для изучения и изменения, что позволяет помочь в доработке программы, а также использовать код для создания новых программ. Таким образом, фактически любой человек является одновременно потребителем и производителем программного обеспечения — он может создать свой собственный проект или присоединиться к уже существующему, то есть здесь не встает вопрос об интеллектуальной собственности в его привычном понимании.
В Интернете возникает такая форма экономической деятельности, которая не является по сути своей экономической. Экономика — это наука об ограниченных ресурсах, а в Интернете экономика имеет дело с неограниченными ресурсами: человеческой креативностью и интересом. Зачем люди пишут в Википедии? Если разобраться, никакого стимула для этого у них нет, славы тоже нет, но анонимные модераторы тратят часы, сутки, для того, чтобы редактировать и размещать кем-то написанные статьи. Ради чего все это делается? Объяснить это в традиционных терминах экономической рациональности не представляется возможным. Весь этот комплекс идей, который мы называем постэкономической, постматериальной цивилизацией, «Миром 2.0», мы и исследуем.
— Кто эти «мы»?
— Мы — это группа студентов и преподавателей, которая на каждой Школе становится слаженной командой. В прошедшей Зимней школе приняли участие представители факультетов Вышки: прикладной политологии, социологии, психологии, философии, мировой экономики и мировой политики, государственного и муниципального управления, отделения деловой и политической журналистики, а также наши немецкие коллеги из Университета Эрфурта. Мы хорошо дополняем друг друга: я читаю в Вышке курс лекций о сетевом обществе, а мой немецкий коллега Филипп Мюллер читает в Школе публичной политики имени Вилли Брандта курс «public policy» с точки зрения сетевых взаимодействий и новых технологий, таких как электронная демократия и электронное правительство.
— Чему будет посвящена Летняя школа в Лапландии?
— Летняя школа в Лапландии в этом году пройдет с 8 по 20 августа. Это зарекомендовавший себя проект со сложившейся репутацией и своей аудиторией. В этом году кроме вышкинских студентов на Школу приедут финские студенты из университетов Хельсинки и Темпере, кроме того к Школе проявили интерес студенты из Стэнфорда. Ключевая идея Школы-2010 — пределы модерна. Мы едем к границе обитаемого мира, где он растворяется в дикой природе, и исследуем пределы цивилизации c экологической, политической и психологической точки зрения. Тема Школы — модерн, его политика, его экономика, его экология, его границы и его альтернативы. Мы, например, изучаем, как живут традиционные народы Севера, и что из их экологического опыта можно взять в современную цивилизацию. И еще по вечерам мы традиционно смотрим фильмы про Север, в этом году к программе нашего кино-марафона добавились норвежский фильм «Норд» по роману Эрланда Лу и новая лента Алексея Попогребского «Как я провел этим летом», снятая на Чукотке.
— В чем, на ваш взгляд, основная притягательность Школы в Лапландии?
— Думаю, ребят привлекают как уникальные климатические условия Севера, так и интеллектуальная атмосфера, которую мы стремимся там создать. Здесь получается синергия природы и мышления: люди едут за уникальным экологическим опытом, через который они получают новые идеи. Неделя за Полярным кругом способствует изменению мыслительного, творческого и коммуникационного процессов. Мы могли бы выехать в Подмосковье или в Лондон с теми же людьми, с теми же идеями и текстами, но я полагаю, что не получили бы того же эффекта.
— Как вы оцениваете работу студентов?
— Каждый из них приезжает на Школу со своим проектом, который проходит через обсуждения и отбор всеми участниками. К примеру, на Зимней школе в Альпах из представленных двадцати пяти проектов было отобрано четыре — созданные как социальные сети по модели 2.0. Один из проектов — это онлайн путеводитель по России, с путевыми заметками и рекомендациями пользователей по различным местам страны. Еще один сайт представляет собой социальный проект, ориентированный на оказание помощи детским домам — с одной стороны, на страницах сайта размещаются запросы на помощь от детских домов, с другой стороны, туда заходят люди, которые могут что-то предложить им. Что касается Школы в Лапландии, мы ожидаем от участников предложений по проектам, на основе которых будут оцениваться их заявки. Анонс Школы размещен на сайте Escapes from Modernity.
Прием заявок на участие в Летней школе в Лапландии — до 23 мая
Людмила Мезенцева, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
*Сергей Медведев включен Минюстом в список физлиц, выполняющих функции иностранного агента.
Вам также может быть интересно:
У границы мира
До 31 мая принимаются заявки на участие в Третьей международной Летней школе в Лапландии, организованной факультетом политологии ГУ-ВШЭ. Ее организатор профессор Сергей Медведев* рассказывает о школе и других своих проектах.
Север как способ познания
В августе нынешнего года прошла вторая международная летняя школа в Лапландии: российские и финские студенты провели две незабываемые недели в одном из красивейших мест планеты — в природном заповеднике на севере финской Лапландии. О целях, идее, уникальности школы рассказывает ее организатор, профессор кафедры прикладной политологии Сергей Медведев*.