Ярослав Кузьминов: «Человеческий капитал, качество жизни и инфраструктура вблизи городов — нетрадиционные сферы инвестиций»
28 февраля прошло пленарное заседание Красноярского экономического форума «Россия: новые источники роста», в котором приняли участие зампред правительства РФ Аркадий Дворкович, ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов, экс-министр финансов Алексей Кудрин и другие эксперты. Во время дискуссии Я. Кузьминов выделил три важных источника роста российской экономики. Приводим основные тезисы его выступления.
— Оценивая возможные источники роста нашей экономики, традиционно рассматривают ее замкнутой или частично замкнутой, хотя она давно перестала быть таковой. Это касается и мотивации людей оставаться в России и работать здесь. Основные наши проблемы, одновременно и источники роста, — человеческий капитал, качество жизни и инфраструктура.
Это новые участки инвестирования, которые обычно не рассматриваются у нас как приносящие доход. В советское время даже бытовало понятие «непроизводственная сфера». Но на сегодняшний день правильное развитие именно этих секторов обеспечивает конкурентоспособность стран с относительно высоким уровнем жизни и доходами на душу населения свыше 10 тысяч долларов в год. Россия уже относится к числу таких стран.
Итак, есть три ключевых источника роста. Во-первых, развитие человеческого капитала, интеллектуальной и творческой составляющей. Экономика новых технологий и новых продуктов — это узкий сектор инвестиций в человеческий капитал. Традиционно мы пытаемся создать систему венчурного предпринимательства, капитализации результатов интеллектуального труда. Но нам нужно гораздо больше вкладываться в образование и фундаментальные исследования как систему производства человеческого капитала.
Кто же должен заниматься предоставлением этих условий для роста? Государство. Оно должно начинать даже не со строительства дорог, а с кадастрового обустройства территорий.
При этом нужно делать выбор не в пользу социальных расходов, а в пользу активных социальных расходов. В первую очередь, делать активные инвестиции в образование. Во вторую — в новую миграционную политику, где Россия очень отстает от всех развитых стран, которые давно, более 20 лет назад, приняли модели активной миграционной политики, создавая преференции для всех людей, имеющих достаточный уровень профессионального образования и профессиональной активности.
Второй ключевой источник роста — качество жизни. Нам необходимо развитие культуры, то есть экономики впечатлений. Она существенно повышает качество жизни в крупных городах и создает новые возможности для быстрого роста экономики. Не менее важны медицина, массовый спорт и другие сферы, которые позволяют расширить активный рабочий период жизни человека.
И третий источник роста — инфраструктура. Мы часто говорим о территориальном развитии с точки зрения инвестиционной политики. О «повороте на Восток», например. И при этом не очень понимаем, о чем речь. В первую очередь речь должна идти о расширении радиуса существующих центров экономической активности при городах с полумиллионным и более населением, которые являются еще и сосредоточием высокого уровня жизни. В России средний радиус экономической доступности — это 15-20 километров от городской черты. Дальше у нас просто нет нормальной дорожной сети. В Европе, США радиус экономической доступности (где вы можете построить, допустим, фабрику или выпекать пирожки и возить их в центр города) — 60-80 километров. Именно поэтому там нет провинции, а в России провинция есть. Нужно увеличить радиус такого хозяйствования в три-пять раз. По нашим расчетам, это позволит в полтора раза снизить затраты на старт нового бизнеса, расходы на приобретение жилья и другие механизмы стимулирования экономической активности.
Кто же должен заниматься предоставлением этих условий для роста? Государство. Оно должно начинать даже не со строительства дорог, а с кадастрового обустройства территорий. У нас формирование кадастровой системы до сих пор не завершено! Нам следует строить пригородные дороги и метро в крупных городах. И их стоимость будет примерно равна стоимости одной скоростной магистрали Москва-Казань. Это к вопросу о том, может ли государство реализовать эти проекты. Дело в приоритетах государства.
Евгений Насыров, специально для новостной службы портала ВШЭ
Вам также может быть интересно:
ВШЭ усилит прикладные исследования в области человеческого капитала
Для этого на должность проректора, курирующего прикладные исследования, связанные с развитием человеческого капитала, назначена Лилия Овчарова — известный ученый, эксперт по вопросам социальной политики. Исследования, связанные с развитием человеческого капитала, — приоритет для университета.
Контрасты социального
Россияне стали терпимее к неуплате налогов, взяткам, безбилетному проезду и противоправному получению государственных пособий. За последние 30 лет количество осуждающих такие действия сократилось почти на треть, выяснили Анна Алмакаева и Олеся Волченко.
Заработать на себе
Уровень зарплат в Москве традиционно выше, чем в регионах. Это подталкивает россиян не совершенствовать свое развитие, а мигрировать в столицу, жители которой проигрывают регионалам в жажде знаний и меньше инвестируют в образование. Диспропорции отечественной образованности и выгоду от вложений в человеческий капитал изучил доцент факультета экономических наук Василий Аникин.
Презентация «Человеческий капитал 2.0» на ПМЭФ-2018. Видео
Согласно классической теории Гэри Беккера и Теодора Шульца, появившейся в 1960-х годах, человеческий капитал — это компетенции и знания, которые можно продать на рынке труда и которые им определяются. Однако за последние десятилетия характер труда в современном обществе кардинально изменился, а значит, теорию человеческого капитала следует обсуждать. Научный руководитель Института образования ВШЭ Исак Фрумин рассказал, как меняются тренды на рынке труда, что такое общий и специфический человеческий капитал и зачем переносить фокус с teaching на learning. О стратегиях самостоятельного обучения и о том, как они реализуются в Высшей школе экономики, рассказал проректор по научной и внеучебной работе Игорь Чириков.
У России есть ресурсы для бюджетного маневра в пользу образования, здравоохранения и соцзащиты
Вопросы изменений, назревших в ключевых социальных сферах, обсуждались на пленарном заседании «Человеческий капитал и социальная политика» в рамках XIX Апрельской международной научной конференции НИУ ВШЭ.
Что дает экономике человеческий капитал
10 ноября в МИЭФ НИУ ВШЭ выступил лауреат Нобелевской премии по экономике, профессор Лондонской школы экономики Кристофер Писсаридес. Его лекция, посвященная человеческому капиталу и его влиянию на экономический рост, была приурочена к 20-летию МИЭФ.
Компании учат сотрудников работать больше за меньшие деньги
В условиях экономического кризиса российские компании снижают издержки, увольняя одних сотрудников, и придумывают способы, как заставить других работать больше и лучше за те же или меньшие деньги. Сотрудники кафедры управления человеческими ресурсами НИУ ВШЭ Вероника Кабалина, Ольга Зеленова и Кира Решетникова проанализировали опыт предприятий, занятых оптимизацией персонала.
Человеческий капитал — одно из потенциальных преимуществ российской экономики
На недавно закончившемся Красноярском экономическом форуме Высшая школа экономики выступила организатором дискуссии «Роль человеческого капитала в развитии». Приводим краткие тезисы некоторых докладчиков.
Экономике поможет культура
Для развития экономики нужно сделать ставку на высококачественный человеческий капитал, нестандартные виды деятельности и инклюзивную институциональную среду, которая позволяет людям реализовывать свои таланты и формирует благоприятный климат для жизни. Такие контуры новой экономической стратегии наметил Александр Аузан в докладе на XVI Апрельской международной научной конференции НИУ ВШЭ.
Маятниковая миграция снижает качество жизни в регионе
Ежедневно около 1 млн. жителей Подмосковья направляются на работу в Москву. При этом «районы выбытия» несут ущерб — теряют перспективные трудовые ресурсы, а контраст между уровнями жизни в центре и на периферии столичного региона растет. Сетевой журнал НИУ ВШЭ «Демоскоп Weekly» изучил челночные перемещения жителей Подмосковья между местом работы и домом.